Аналитика

Следуйте за нами

Обзор законодательства. 15-31 октября 2017 г.

08.11.2017
Оглавление


  1. Общие вопросы налогообложения
  2. Уплата и возврат налогов и сборов
  3. Налог на добавленную стоимость
  4. Налог на прибыль
  5. Специальные налоговые режимы
  6. Прочие налоги и сборы
  7. Страховые взносы
  8. Налоговый контроль
  9. Ответственность
  10. Отчетность
  11. Гражданское законодательство
  12. Недвижимость / строительство
  13. Законодательство о банкротстве
  14. Хозяйственная деятельность
  15. Природные ресурсы / энергетика
  16. Экономика
  17. Ценные бумаги / Финансовый рынок
  18. Банковское законодательство
  19. Антимонопольное законодательство
  20. Таможенное законодательство
  21. Трудовое и миграционное законодательство
  22. Процессуальное законодательство


1. Общие вопросы налогообложения


Письмо Федеральной налоговой службы от 20 сентября 2017 г. № СА-4-7/18776@ <О необоснованном предъявлении налоговыми органами в суды исковых заявлений о взыскании с налогоплательщиков задолженности, ранее взыскивавшейся посредством подачи судебных приказов, отмененных судами>

До момента обращения в судебные органы в порядке искового производства, налоговому органу необходимо установить причины несогласия лица с вынесением в отношении него судебного приказа и провести мероприятия по досудебному урегулированию образовавшегося спора. Представление налогоплательщиком возражений является основанием для совершения налоговым органом действий по проведению сверки расчетов, предложения налогоплательщику представить обосновывающие возражения документы, пояснения и иных действий по выяснению оснований несогласия лица с вынесением в отношении него судебного приказа.

Направляемые налоговым органом исковые заявления о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть обоснованными, мотивированными и подтвержденными бесспорными доказательствами, исключающими случаи вынесения по результатам их рассмотрения судебных актов не в пользу налогового органа.


Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения

1. Признание налоговой выгоды необоснованной предполагает доначисление суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет так, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом, на основании соответствующих положений НК РФ, которыми регулируется порядок исчисления и уплаты конкретного налога и сбора (Определение КС РФ от 4 июля 2017 г. № 1440-О).

2. Суды придерживаются выработанной ВС РФ позиции, согласно которой используемое в п. 2 ст. 45 НК РФ понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании налоговой задолженности, имеет самостоятельное значение и должно толковаться с учетом цели данной нормы — противодействие избежания налогообложения в тех исключительных случаях, когда действия налогоплательщика и других лиц носят согласованный (зависимый друг от друга) характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов их плательщиком, в том числе при отсутствии взаимозависимости, предусмотренной ст. 105.1 НК РФ (Определение ВС РФ от 25 августа 2017 г. № 310-КГ17-11020 по делу № А08-6711/2015).


2. Уплата и возврат налогов и сборов

Приказ Федеральной налоговой службы от 7 августа 2017 г. № СА-7-8/609@ «Об утверждении формы Требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства)»

Утверждена форма Требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства).

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 16 октября 2017 г. № 48542 и вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17 октября 2017 г. <Об уникальном идентификаторе начисления>

Росреестр обращает внимание, что уникальный идентификатор начисления (УИН), предоставленный заявителю для оплаты госпошлины или платы при обращении за государственной услугой, может быть использован только один раз в отношении заказанной услуги. УИН предоставляется для оплаты услуг по государственной регистрации прав, получению сведений из ЕГРН, а также для оплаты «пакета услуг» при получении сведений из ЕГРН посредством «ключа доступа» к ФГИС ЕГРН. В дальнейшем при необходимости получения одной или нескольких из этих услуг заявителю будет выдан новый УИН для оплаты каждой заказанной услуги.

Заявителям при оплате рекомендуется обратить внимание кредитной организации на необходимость обязательного указания УИН в платежном поручении.

Плата за предоставление сведений из ЕГРН должна быть внесена не позднее семи календарных дней, а государственная пошлина за осуществление государственной регистрации прав — в течение пяти дней с даты получения УИН.


Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения

11. Инициировать судебное разбирательство по вопросу утраты налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию (Определение ВС РФ от 1 июня 2017 г. № 5-КГ17-50).

По рассматриваемой категории дел налоговый орган не лишен права на предъявление встречного иска о взыскании спорной задолженности с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на ее взыскание (Определение ВС РФ от 28сентября 2017 г. № 306-КГ17-13794).

13. Выдача распоряжения банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты налогов не является основанием для признания обязанности по уплате налога исполненной, если к моменту предъявления соответствующего платежного поручения плательщик знал (не мог не знать) о неспособности кредитного учреждения обеспечить перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации. На налоговом органе лежит обязанность представления прямых доказательств или достаточной совокупности косвенных доказательств, подтверждающих, что налогоплательщику был известен факт невозможности осуществления платежа (Определение ВС РФ от 26 сентября 2017 г. № 305-КГ17-6981 по делу № А41-12803/2016).


3. Налог на добавленную стоимость

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. № 03-07-11/62598 <О принятии к вычету НДС, уплаченного с авансов, при реорганизации организации в форме выделения и одновременном присоединении к другой организации>

При реорганизации организации в форме выделения реорганизованная (реорганизуемая) организация после перевода на правопреемника долга по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг), в отношении которых получены суммы авансовых и иных платежей, принимает к вычету суммы НДС, исчисленные ею при получении сумм авансовых или иных платежей, а правопреемник увеличивает налоговую базу по налогу на суммы авансовых или иных платежей, полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету у правопреемника.

Таким образом, к организации, реорганизованной в форме присоединения к ней организации, выделенной из состава другой организации, переходит в том числе обязанность по увеличению налоговой базы по НДС на суммы авансовых или иных платежей, полученных присоединенной организацией в порядке правопреемства от организации, реорганизуемой в форме выделения.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2017 г.№ 03-07-11/62601 <Об НДС при уступке первоначальным кредитором будущего денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров>

При получении первоначальным кредитором предварительной оплаты (частичной оплаты) в отношении уступаемого будущего денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), суммы такой оплаты (частичной оплаты) включаются в налоговую базу по НДС, при этом налоговая база исчисляется исходя из полной суммы полученной оплаты (частичной оплаты).

Суммы налога, исчисленные и уплаченные в бюджет при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей передачи имущественных прав, к вычету при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, не принимаются и подлежат зачету (возврату).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 2 октября 2017 г. № 03-07-05/63952 <Об НДС при получении небанковской кредитной организацией невостребованных денежных средств в связи с закрытием банковских счетов клиентов — юридических лиц, ликвидированных и исключенных из ЕГРЮЛ>

Поскольку получаемые небанковской кредитной организацией невостребованные денежные средства при закрытии банковских счетов клиентов — юридических лиц, ликвидированных и исключенных из ЕГРЮЛ, выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не являются, данные денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 03-07-11/64367 <Об НДС при возникновении у продавца переплаты после уменьшения стоимости выполненных работ (оказанных услуг), если она засчитывается в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг)>

Сумму переплаты, возникшую у продавца после уменьшения стоимости выполненных работ (оказанных услуг), в счет которой будет осуществлено выполнение других работ (оказание других услуг), следует признавать суммой частичной оплаты, полученной в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). В связи с этим данная сумма переплаты включается продавцом в налоговую базу по НДС в налоговом периоде, в котором договором, соглашением, иным первичным документом подтверждено согласие (факт уведомления) покупателя на уменьшение стоимости выполненных работ (оказанных услуг).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2017 г. № 03-07-08/65985 <О принятии к вычету НДС, уплаченного иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении недвижимости на территории России для сдачи в аренду>

Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, может реализовать право на налоговые вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов, а также документов, подтверждающих удержание и уплату налога налоговым агентом по реализованным им иностранной организацией товарам (работам, услугам), посредством подачи в налоговый орган, в котором данная иностранная организация состоит на учете, налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, но не ранее налогового периода, на который приходится дата постановки иностранной организации на налоговый учет.


Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения

3. Реализация имущественного права является объектом обложения НДС, а полученный доход — объектом обложения НДФЛ независимо от формы расчетов по договору (Определение ВС РФ от 11 июля 2017 г. № 302-КГ17-785 по делу № А78-2540/2016).

4. При установлении размера ставки НДС в отношении комплектов детских товаров необходимо исходить из того, что действующее правовое регулирование не исключает возможность применения ставки НДС 10% на основе исследования и оценки фактических обстоятельств (Постановление КС РФ от 10 июля 2017 г. № 19-П).


4. Налог на прибыль

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 сентября 2017 г. № СД-4-3/18804@ <О праве кипрской организации самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации для целей налога на прибыль>

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, право самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации распространяется на любые иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, за исключением иностранных организаций, указанных в п. 1 ст. 246.2 НК РФ, а также тех иностранных организаций, которые одновременно удовлетворяют всем условиям, указанным в п. 7 ст. 246.2 НК РФ.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. № 03-08-05/62628 <О налоге на прибыль при возмещении российской организацией иностранной организации ущерба в связи с допущенным ухудшением качества груза в результате его перевалки>

По мнению Минфина России, сумму ущерба, возмещаемого российской организацией по соглашению об урегулировании претензионных требований в связи с допущенным российской организацией ухудшением качества груза иностранной организации в результате его перевалки, следует рассматривать как иные аналогичные доходы иностранной организации, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 03-03-06/1/63480 <Об исполнении функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате дивидендов по акциям, составляющим имущество ПИФа>

С суммы дивидендов, выплачиваемых по акциям, составляющим имущество ПИФа, организация-эмитент налог на прибыль не исчисляет и не удерживает.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2017 г. № 03-12-11/3/64032 <Об определении налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ участников КГН>

Согласно редакции НК РФ, действовавшей до 1 января 2017 г., ответственный участник КГН определял налоговую базу по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ участников консолидированной группы налогоплательщиков, в целом по всем объектам ОПХ участников КГН.

С 1 января 2017 г. налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ участников КГН, определяется каждым участником КГН самостоятельно.

По мнению Минфина России, убыток от деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ участников КГН, сформированный на 1 января 2017 г., принимается в целях налогообложения при исчислении консолидированной налоговой базы и не подлежит распределению (передаче) участникам КГН.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 03-04-06/64194 <Об НДФЛ с сумм возмещения работнику расходов на уплату процентов по ипотечному кредиту>

Не подлежат обложению НДФЛ суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаваемые в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда. Предельные размеры расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, рассчитываются нарастающим итогом ежемесячно с начала налогового периода, исходя из общей суммы расходов на оплату труда.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 03-03-06/1/64282 <Об определении в целях налога на прибыль нормы амортизации по приобретенному объекту ОС, бывшему в употреблении>

В целях применения линейного метода начисления амортизации для целей налога на прибыль, используя предусмотренное НК РФ право, налогоплательщик может определять норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, установленного предыдущим собственником.

В противном случае налогоплательщик может самостоятельно определить срок полезного использования приобретенных основных средств, в том числе бывших в употреблении, в общеустановленном порядке.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 4 октября 2017 г. № 03-08-05/64673 <О налоге на прибыль в отношении доходов иностранной организации от сдачи в аренду российской организации воздушного судна>

Если российская организация осуществляет перевозки с использованием предоставленных иностранной организацией во временное пользование (аренду) воздушных судов между пунктами, находящимися в пределах территории Российской Федерации, то доход указанной иностранной организации подлежит обложению налогом на прибыль по ставке 20%.

Если российская организация участвует в международных перевозках, используя предоставленные иностранной организацией во временное пользование (аренду) воздушные суда, то доход указанной иностранной организации подлежит обложению налогом на прибыль по ставке 10%.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2017 г. № 03-03-05/65204 <Об учете участниками специальных инвестиционных контрактов убытков в целях налога на прибыль>

В отношении организаций, заключивших специальные инвестиционные контракты до 30 ноября 2016 г., не применяется ограничение возможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, не более чем на 50%.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2017 г. № 03-08-05/65330 <О налоге на прибыль с доходов российской организации в виде процентов, возникающих в Казахстане>

Республика Казахстан имеет первоочередное право на налогообложение доходов в виде процентов, возникающих на территории Казахстана, и российская организация вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, при наличии подтверждающих документов уплаты (удержания) налога на территории иностранного государства.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2017 г. № 03-03-06/1/65418 <Об учете убытков от хищений материальных ценностей в целях налога на прибыль>

Убытки от хищения материальных ценностей могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли только в случае отсутствия виновных лиц и наличия документа, подтверждающего их отсутствие, выданного уполномоченным органом власти.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2017 г. № 03-03-06/1/65423 <Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде бонуса, выплаченного покупателю>

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль сумма премии включается в состав внереализационных расходов у организации-поставщика (продавца) в следующих случаях:

  • если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара;
  • если выплаченное покупателю поставщиком-продавцом вознаграждение в виде премии связано с выполнением покупателем определенных (конкретных) условий договора купли-продажи.

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 октября 2017 г. № СД-4-3/20391@ <О налоге на прибыль в отношении имущества, полученного госкорпорацией в качестве имущественного взноса Российской Федерации>

При применении государственными корпорациями соответствующих положений главы 25 НК РФ необходимо учитывать следующее.

1. В целях уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения государственной корпорации, определяется исходя из остаточной стоимости амортизируемого имущества, полученного в качестве имущественного взноса Российской Федерации и используемого в предпринимательской деятельности полностью или частично, исчисленной как разница между первоначальной стоимостью такого имущества, определенной на дату его получения в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, и суммой амортизации, учтенной при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

2. Государственная корпорация при реализации объектов основных средств, полученных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и используемых в предпринимательской деятельности полностью или частично, в целях налогообложения прибыли уменьшает доходы от такой реализации на величину остаточной стоимости реализуемого имущества, определяемой как разница между первоначальной стоимостью данных объектов, определенной на дату получения указанного имущества в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, и суммой начисленной амортизации, учтенной при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

3. При реализации не используемого государственной корпорацией в своей предпринимательской деятельности имущества, полученного в качестве имущественного взноса Российской Федерации, доходы от этой операции подлежат уменьшению на стоимость реализуемого имущества, определяемую в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ на дату получения корпорацией такого имущества в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 октября 2017 г. № 03-08-05/66368 <О применении ставки 5% по налогу на прибыль при выплате дивидендов между российской и нидерландской организациями в рамках Соглашения об избежании двойного налогообложения>

Основанием для применения 5%-ной ставки налога в государстве источнике дивидендов, предусмотренной подп. «a» п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, является осуществление соответствующего вложения в уставный капитал, при условии, что фактическим владельцем дивидендов является компания (иная, чем партнерство), прямое участие которой в капитале компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 25% и которая инвестировала в нее не менее 75 тысяч экю или эквивалентную сумму в национальной валюте Договаривающихся государств.

Однако в связи с тем, что подход стран к определению понятия инвестирования может различаться, в рамках процедуры, предусмотренной ст. 26 Соглашения, необходимо проведение консультаций с компетентным органом Нидерландов для цели единообразного применения и трактовки норм подп. «a» п. 2 ст. 10 Соглашения.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 октября 2017 г. № 03-08-13/66152 <О налоге на прибыль при выплате иностранным банкам доходов от размещения у них средств под отрицательные процентные ставки>

Доходы иностранных банков от размещения у них средств под отрицательные процентные ставки не подлежат обложению налогом на прибыль на территории Российской Федерации при условии отсутствия постоянного представительства иностранного банка на территории Российской Федерации, и в таком случае российская организация, в частности Банк России, не выступает налоговым агентом.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2017 г. № 03-03-06/1/67067 <Об учете для целей налогообложения прибыли расходов на выплату страховой премии по договорам ДМС>

По договору добровольного медицинского (ДМС) страхования, заключенному на срок более одного отчетного периода, страховую премию страхователю необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли равномерно в течение срока действия договора страхования.

Если договор ДМС заключен на срок не менее одного года, но страхователь досрочно расторгает договор до истечения одного года с момента заключения договора, то расходы, отнесенные ранее в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть исключены из состава расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Если за уволенного работника страховые платежи (взносы) по договору продолжает уплачивать организация, расходы в части, приходящейся на уволенного работника, по продолжающему действовать в отношении него договору ДМС не учитываются для целей налогообложения прибыли.


Письмо Федеральной налоговой службы от 17 октября 2017 г. № ГД-4-11/20938@ <О налогообложении в случае возмещения иногородним работникам расходов на наем жилья>

Если расходы работодателя на возмещение затрат иногородних работников на наем жилого помещения являются формой оплаты труда и условием в трудовом договоре, то такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе расходов при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-03-РЗ/69150 <Об учете в целях налога на прибыль сумм утилизационного сбора, уплаченного производителями самоходных машин и (или) прицепов к ним>

Датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина России, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет. Следовательно, утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Таким образом, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора.


5. Специальные налоговые режимы

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 03-11-11/64411 <Об учете в целях налога при УСН сумм возмещения принципалом расходов агента на уплату налога>

Если условиями агентского договора принципал возмещает агенту расходы на уплату налога и данные расходы не являются расходами агента, денежные средства, поступившие в счет их возмещения агенту от принципала, не учитываются агентом в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 октября 2017 г. № 03-05-05-01/65614 <Об уплате организацией, применяющей УСН, налога на имущество организаций в отношении нежилых помещений>

Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

В этом случае организация, применяющая УСН и имеющая нежилые помещения в здании, признаваемом административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), включенным в Перечень, обязана уплатить налог на имущество организаций в рамках ст. 378.2 НК РФ в отношении нежилых помещений, не включенных в Перечень.

Если здание (строение, сооружение) не признается административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), то зарегистрированные в ЕГРН указанные в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении) включаются в Перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного п. 5 ст. 378.2 НК РФ, при котором фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В этом случае организация, применяющая УСН и имеющая не включенные в Перечень нежилые помещения в здании, не признаваемом административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), не уплачивает налог на имущество организаций.


6. Прочие налоги и сборы

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 сентября 2017 г. № 03-04-05/58984 <Об НДФЛ при выплате российской организацией дивидендов иностранному лицу, если фактическое право на их получение имеет резидент Российской Федерации>

Рассмотрена ситуация, когда российское акционерное общество выплачивает доход иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство, с которым Российской Федерацией заключен договор по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы. Российскому акционерному обществу, выплачивающему доход, известно физическое лицо, являющееся лицом, имеющим фактическое право на этот доход (его часть), — налоговый резидент Российской Федерации. Однако в цепочке компаний, через которые выплачивается указанный доход его фактическому получателю, присутствует хозяйственный субъект, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым у Российской Федерации отсутствует международный договор по вопросам налогообложения, и, соответственно, не имеющий фактического права на такой доход.

По мнению Минфина России, в подобном случае применяются нормы ст. 7 НК РФ. Российское акционерное общество, выплачивающее доход, не удерживает налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть), однако будет выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским резидентом — фактическим получателем.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.

В случае последующего фактического перечисления выплачиваемого дохода физическому лицу, являющемуся налоговым резидентом Российской Федерации, имеющему право на выплачиваемые доходы, в том числе при распределении прибыли иностранной структуры без образования юридического лица, такие доходы подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 03-04-05/59613 <О возникновении дохода в виде материальной выгоды для целей НДФЛ при приобретении товаров (работ, услуг)>

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.

Признание лиц взаимозависимыми осуществляется в соответствии с положениями ст. 105.1 НК РФ.

Вместе с тем Минфин России обращает внимание на наличие противоречивой судебной практики по данному вопросу, изложенной, в частности, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 4 февраля 2014 г. по делу № А11-403/2013 и решении Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2016 г. по делу № А40-114590/16-20-975.


Письмо Федеральной налоговой службы от 20 сентября 2017 г. № СД-4-3/18759@ <О представлении в налоговый орган банковской гарантии, если документы, подтверждающие экспорт алкогольной продукции, представлены одновременно с декларацией по акцизам, а также о заполнении такой декларации>

Банковская гарантия обеспечивает уплату акциза в случае неподтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.

В связи с этим факт представления документов, подтверждающих факт экспорта продукции, не освобождает налогоплательщика от обязанности представления банковской гарантии.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. № 03-04-06/61614 <Об НДФЛ при увеличении уставного капитала ООО путем увеличения номинальной стоимости долей участников за счет нераспределенной прибыли прошлых лет>

При увеличении обществом номинальной стоимости долей участников за счет нераспределенной прибыли прошлых лет доход в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостью долей участников общества подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 03-04-06/64417 <Об НДФЛ при продаже работнику организации автомобиля по цене ниже рыночной>

В случае продажи организацией автомобиля своему сотруднику по цене ниже рыночной у сотрудника может возникать экономическая выгода (доход), определяемая как разница между рыночной ценой и стоимостью автомобиля, приобретенного у организации. Указанный доход подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 03-04-06/64421 <Об НДФЛ с сумм оплаты (возмещения) организацией стоимости проживания работников>

Оплата организацией за своих сотрудников в их интересах стоимости проживания признается их доходом, полученным в натуральной форме, и суммы такой оплаты включаются в налоговую базу по НДФЛ указанных лиц.

Вместе с тем доходы в виде сумм возмещения расходов сотрудников организации на оплату жилых помещений освобождаются от налогообложения, если действующим законодательством предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений за счет средств бюджета, а также определены порядок и условия выплаты этой компенсации.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 4 октября 2017 г. № 03-04-06/64726 <Об НДФЛ с доходов гражданина — резидента ФРГ от оказания профессиональных услуг российской организации>

Если налоговый резидент ФРГ оказывает по гражданско-правовому договору независимые профессиональные услуги российской организации и при этом не имеет в России постоянной базы для осуществления своей деятельности, то его доходы, полученные при оказании услуг по такому договору, на основании Соглашения омежду Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г., не будут подлежать налогообложению.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2017 г. № 03-05-05-01/64885 <О применении ставок налога на имущество организаций в отношении объектов, относящихся к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью>

Налоговые ставки в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать установленные п. 3 ст. 380 НК РФ, вне зависимости от осуществления экономической деятельности в сфере энергетики и передачи энергии сторонним потребителям или для энергоснабжения собственных нужд.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2017 г. № 03-04-06/65131 <Об НДФЛ при реализации ценных бумаг, полученных физическим лицом от иностранной организации в счет прекращения ее обязательств по договору займа>

При реализации ценных бумаг, полученных физическим лицом от организации в счет прекращения ее обязательств по договору займа, в качестве расходов на приобретение указанных ценных бумаг, может быть принята сумма прекращенных передачей ценных бумаг обязательств заемщика по договору займа.

В то же время при прекращении обязательств по договору займа передачей ценных бумаг у налогоплательщика может возникнуть доход в виде материальной выгоды, определяемый как превышение рыночной стоимости приобретаемых налогоплательщиком ценных бумаг над суммой его фактических расходов на их приобретение, равных сумме прекращаемых передачей ценных бумаг обязательств по договору займа.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2017 г. № 03-05-05-01/65381 <О льготе по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, имеющих высокий класс энергоэффективности>

В течение трех лет со дня постановки на учет освобождаются от уплаты налога на имущество организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии энергетического паспорта, подтверждающего классы энергетический эффективности А, А+, А++ на день постановки объекта на бухгалтерский учет.


Письмо Федеральной налоговой службы от 12 октября 2017 г. № БС-4-21/20550 <О налоге на имущество организаций в отношении имущества, переданного и (или) приобретенного в рамках договора доверительного управления>

Налогоплательщиком в отношении учитываемого на отдельном балансе доверительного управляющего имущества, переданного и (или) приобретенного в рамках договора доверительного управления, признается учредитель управления.


Письмо Федеральной налоговой службы от 17 октября 2017 г. № ГД-4-11/20938@<О налогообложении в случае возмещения иногородним работникам расходов на наем жилья>

Суммы возмещения организацией иногородним работникам расходов на наем жилого помещения, предусмотренные трудовым договором и производимые исключительно в интересах работодателя в порядке, установленном локальным нормативным актом, с учетом п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 21октября 2015 г., не признаются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № 03-05-05-01/68317 <О налоге на имущество организаций в отношении имущества кредитной организации, одновременно учитываемого на счетах 604 и 619>

Если здание, имеющее кадастровую стоимость, учтенное в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и часть помещений в нем (не имеющих кадастровую стоимость) учитывается в качестве основных средств, то в отношении указанных помещений налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в порядке, установленном п. 6 ст. 378.2 НК РФ.


Письмо Федеральной налоговой службы от 20 октября 2017 г. № СД-4-3/21242@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2017 года»

ФНС России доводит данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за сентябрь 2017 г.:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья — 54,63 долл. США за баррель;
  • среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России, за все дни налогового периода — 57,6953;
  • значение коэффициента Кц — 8,7604.

Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения

5. Ввиду того, что налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц, налоговая база по данному налогу должна определяться налогоплательщиком ежемесячно (Определение ВС РФ от 22 сентября 2017 г. № 305-КГ17-12733 по делу № А40-133431/2016).

6. После реализации покупателям и списания с баланса нежилых помещений и части общего имущества объекта, обязанность по уплате налога на имущество организаций, а также по представлению декларации по налогу на имущество организаций на часть общего имущества объекта (мест общего пользования) у продавца отсутствует (Определение ВС РФ от 19 мая 2017 г. № 305-КГ17-4803 по делу № А40-61604/16).

7. Налоговая база по налогу на имущество организаций, рассчитанная в порядке ст.378.2 НК РФ, должна определяться исходя из кадастровой стоимости здания, определенной нормативным актом субъекта Российской Федерации, которым утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, с учетом доли площади спорных помещений в общей площади здания (Определение ВС РФ от 25 июля 2017 г. №305-КГ17-6783 по делу № А40-44828/2016).

8. Льгота по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 15 ст. 381 НК РФ предоставляется с 1 января 2015 г. только организациям, которым присвоен статус государственного научного центра (Определение ВС РФ от 21 августа 2017 г. №310-КГ17-5116 по делу № А14-350/2016).


7. Страховые взносы

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 2 октября 2017 г. № 03-15-06/63950 <О начислении страховых взносов на выплаты работникам при однодневных командировках>

Поскольку выплаты, связанные с однодневной командировкой работника, нельзя квалифицировать как суточные, оснований применять в отношении таких выплат п.2 ст. 422 НК РФ в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется.

Если указанные выплаты являются возмещением расходов работника, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, то такие выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами, поскольку не являются доходом (экономической выгодой) работника.


Письмо Федеральной налоговой службы от 13 октября 2017 г. № ГД-4-11/20669@ <Об исчислении страховых взносов и заполнении расчета по ним при переводе работников в другое обособленное подразделение>

При переводе работника из одного обособленного подразделения организации в другое работодатель у работника не меняется, соответственно, плательщик страховых взносов в отношении сумм вознаграждений, выплачиваемых в пользу указанного работника, также не меняется.

Следовательно, в целях определения предельного размера базы для исчисления страховых взносов должны учитываться выплаты, произведенные работнику с начала расчетного периода, в том числе выплаты по предыдущему месту работы в другом обособленном подразделении.


Письмо Федеральной налоговой службы от 17 октября 2017 г. № ГД-4-11/20938@<О налогообложении в случае возмещения иногородним работникам расходов на наем жилья>

Вне зависимости от основания принятия на работу иногороднего работника (на общих основаниях или в порядке переезда работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность) суммы возмещения такому работнику расходов на наем жилого помещения подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.


8. Налоговый контроль

Письма Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 03-02-07/1/63534, от 29 сентября 2017 г. № 03-02-08/63549 <Об истребовании налоговым органом в рамках камеральной проверки документов, подтверждающих право на освобождение от налога на имущество организаций в отношении движимого имущества>

Поскольку п. 25 ст. 381 НК РФ установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, поименованного в этом пункте, Минфин России полагает, что при применении п. 6 ст. 88 НК РФ в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика-организации необходимые документы для подтверждения права на указанную налоговую льготу.


Письмо Федеральной налоговой службы от 16 октября 2017 г. № ЕД-4-2/20835@ <О проведении выездной проверки по налогу на прибыль в отношении КГН при реорганизации или ликвидации одного из участников>

Принятие решения о реорганизации или ликвидации одной или нескольких организаций-участников в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате консолидированной группой налогоплательщиков, не означает, что эти участники не могут быть проверены в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате КГН, за период их участия в этой группе.


9. Ответственность

Письмо Федеральной налоговой службы от 22 сентября 2017 г. № ЕД-4-15/19095 <Об ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме в Российской Федерации>

Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, подают в налоговый орган заявление о постановке на учет не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания таких услуг. Нарушение данного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Для установления даты начала оказания услуг в электронной форме инспекция при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у иностранной организации документы, подтверждающие, что местом и датой оказания названных услуг признается территория Российской Федерации, а также иную информацию (сведения) относительно этих услуг.

При подтверждении факта нарушения срока подачи заявления о постановке на учет иностранная организация подлежит привлечению к указанной ответственности.


10. Отчетность


Приказ Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2017 г. № СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения»

Утверждены форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза, порядок заполнения указанной декларации и формат ее представления в электронной форме.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2017 г. № 48616.


11. Гражданское законодательство

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 октября 2017 г. № ГД-4-14/21109@ <Об отдельных вопросах, связанных с госрегистрацией изменения места нахождения юридического лица в случае передачи полномочий его единоличного исполнительного органа управляющей компании>

В регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица необходимо представить заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в заявлении допустимо указание номера офиса.

Законодательство Российской Федерации не содержит требования об изменении адреса акционерного общества в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации. В связи с этим адрес общества и адрес его управляющей организации могут различаться.


12. Недвижимость / строительство

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2017 г. № 1033/пр «Об утверждении СП 68.13330.2017 "СНИП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"»

Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».


Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 августа 2017 г. № 1105/пр «Об утверждении свода правил "Здания и сооружения. особые воздействия"»

Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Здания и сооружения. Особые воздействия».


Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 1сентября 2017 г. № Д23и-5096 <О документах, на основании которых вносятся сведения о сооружении в технический план>

Подготовка технического плана сооружения по общему правилу осуществляется на основании проектной документации сооружения, если в отношении такого вида или типа сооружения предусмотрена необходимость подготовки проектной документации.

По мнению Минэкономразвития России, технический план сооружения, для строительства которого получение разрешения на строительство не требуется, но предусмотрены подготовка проектной документации и получение акта приемки законченного строительством объекта, должен подготавливаться на основании проектной документации и с использованием акта приемки законченного строительством объекта. Данное правило подлежит применению независимо от того, требуется для размещения такого сооружения предоставление земельного участка или объект может размещаться на земельном участке или на землях на иных условиях.

Таким образом, указание в техническом плане сведений о сооружении на основании декларации об объекте недвижимости, если в отношении такого сооружения предусмотрена подготовка проектной документации и акта приемки законченного строительством объекта, противоречит Федеральному закону от 13июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».


Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 октября 2017 г. «Отсутствие межевания не лишает права собственности, но повышает риски споров о границах»

Обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков (провести так называемое межевание) и внесение таких сведений в ЕГРН законодательно не установлена.

Вместе с тем Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.


13. Интеллектуальная собственность

Информация Федеральной службы по интеллектуальной собственности «Разъяснения о проверке заявок на наличие сведений, составляющих государственную тайну»

Все заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в России, поданные в Роспатент российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, подлежат проверке на наличие сведений, составляющих государственную тайну.

Роспатент извещает организации, осуществляющие патентование результатов интеллектуальной деятельности, что наличие вместе с материалами заявки заключения комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну, позволит оптимизировать сроки делопроизводства по заявкам на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.


14. Хозяйственная деятельность

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»

Утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и форма паспорта безопасности торгового объекта (территории).

Требованиями устанавливается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением данных требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий).

Для целей требований под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 03-01-15/61962 <Об ограничениях применения ККТ при реализации товаров через Интернет и в торговом объекте>

Не запрещено применение одного экземпляра ККТ одним пользователем при реализации товаров в сети Интернет и в торговом объекте, за исключением случаев, когда ККТ, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа в сети Интернет, применяется только при указанных расчетах.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. № 03-01-15/62242 <О применении ККТ при расчетах электронными средствами платежа и при возврате аванса, а также формировании кассовых чеков (БСО) при получении предоплаты>

При возврате ранее принятых денежных средств, в том числе аванса, ККТ применяется в обязательном порядке.

Если при получении предоплаты объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить, в момент оплаты на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) указываются аванс и фактически полученные денежные средства. При конечном расчете с учетом ранее предоставленного аванса на кассовом чеке указываются обязательные реквизиты, а в сумме оплаты наличными и (или) электронными средствами платежа за реализуемые товары, работы, услуги указываются фактически полученные денежные средства без привязки к конкретным товарным позициям, сумма ранее полученного аванса не отражается.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 03-01-15/64345 <О повторной выдаче кассового чека поставщиком при осуществлении расчетов и применении ККТ платежным агентом>

При осуществлении расчетов и применении ККТ платежным агентом повторная выдача кассового чека поставщиком не требуется.


Письмо Федеральной налоговой службы от 25 октября 2017 г. № ЕД-4-20/21617@ <О регистрации ККТ, если в государственном адресном реестре отсутствуют сведения об адресе, соответствующем адресу места установки ККТ>

В случае наличия информации об отсутствии в государственном адресном реестре сведений об адресе, соответствующем адресу места установки ККТ, подлежащей регистрации (перерегистрации) через кабинет ККТ, организации необходимо самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для внесения такого адреса в государственный адресный реестр, при этом сообщить в территориальный налоговый орган об отсутствии в государственном адресном реестре таких сведений с приложением документов, подтверждающих сведения об адресе места установки ККТ (например, документы содержащие сведения об адресе (координатах) установки морской стационарной платформы или иные документы), который отсутствует в государственном адресном реестре.

Если для осуществления деятельности необходимо зарегистрировать ККТ и нет возможности ожидать внесения изменений в государственный адресный реестр сведений об адресе, соответствующем адресу места установки ККТ, при одновременном обращении в уполномоченный орган по вопросу внесения такого адреса в государственный адресный реестр, то организации рекомендуется зарегистрировать ККТ через подачу заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ на бумажном носителе.


15. Природные ресурсы / энергетика

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2017 г. № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов»

Утверждены методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов.

Методические указания предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации, и устанавливают порядок количественного определения объема косвенных энергетических выбросов CO2, образующихся в результате потребления организациями электрической и тепловой энергии, полученной от внешних генерирующих объектов, для целей мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22апреля 2015 г. № 716-р.

Количественное определение объемов косвенных энергетических выбросов осуществляется за календарный год отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения либо в целом по организации, с выделением каждого филиала или обособленного подразделения. В случае наличия у организации филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, количественное определение объемов косвенных энергетических выбросов осуществляется отдельно для филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории различных субъектов Российской Федерации.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20 октября 2017 г. № 48627.


16. Экономика

Федеральный закон от 16 октября 2017 г. № 291-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Палестина о поощрении и взаимной защите капиталовложений»

Ратифицировано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Государства Палестина о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанное в городе Иерихоне 11 ноября 2016 года.


Информация Центрального банка Российской Федерации от 27 октября 2017 г. «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 8,25% годовых»

Совет директоров Банка России 27 октября 2017 г. принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 8,25% годовых. Совет директоров отмечает, что инфляция остается вблизи 4%. Отклонение инфляции вниз от прогноза связано главным образом с временными факторами. Экономика продолжает расти. Инфляционные ожидания остаются повышенными. Их снижение остается неустойчивым и неравномерным. Среднесрочные риски превышения инфляцией цели преобладают над рисками устойчивого отклонения инфляции вниз. С учетом этого Банк России продолжит переходить от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике постепенно.

Принимая решение по ключевой ставке, Банк России будет оценивать баланс рисков существенного и устойчивого отклонения инфляции вверх и вниз от цели, а также динамику экономической активности относительно прогноза. Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 15 декабря 2017 г.


17. Ценные бумаги / Финансовый рынок

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2017 г. №2295-р <О размещении и публичном обращении в Российской Федерации ценных бумаг Международной ассоциации развития>

Установлено, что Международная ассоциация развития относится к международным финансовым организациям, ценные бумаги которых допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации.


Указание Центрального банка Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. №4536-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 27 июля 2015года № 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг"»

Внесенными изменениями в Положение Банка России от 27 июля 2015 г. № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» признаются утратившими силу ряд положений, касающихся приостановления, возобновления действия и аннулирования лицензии.

Указание зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2017 г. № 48630 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.


Положение о порядке приостановления, возобновления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, порядке принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, сроках принятия такого решения в случаях, установленных подпунктами 2—12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона от 22апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", об исчерпывающем перечне прилагаемых к заявлению об аннулировании лицензии документов и о порядке их представления, а также о порядке направления Банком России уведомления профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Утверждено Центральным банком Российской Федерации 20 сентября 2017 г. № 601-П

Положением устанавливаются:

  • порядок приостановления и возобновления Банком России действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • порядок принятия Банком России решения об аннулировании лицензии;
  • сроки принятия Банком России решения об аннулировании лицензии в случаях, установленных подп. 2— 12 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 39.1 Федерального закона «Орынке ценных бумаг»;
  • исчерпывающий перечень документов, прилагаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг к заявлению об аннулировании лицензии, а также порядок их представления;
  • порядок направления Банком России уведомления лицензиату, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии.
  • Положение зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2017 г. № 48629 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

18. Банковское законодательство

Положение о платежной системе Банка России. Утверждено Центральным банком Российской Федерации 6 июля 2017 г. № 595-П

Банк России устанавливает критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе Банка России, порядок взаимодействия между Банком России и участниками платежной системы Банка России, порядок осуществления перевода денежных средств в платежной системе Банка России и применяемые формы безналичных расчетов, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, регламент функционирования платежной системы Банка России, порядок взаимодействия платежной системы Банка России с другими платежными системами.

Положение зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2017 г. № 48458, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу 2 июля 2018 г.


Письмо Центрального банка Российской Федерации от 5 октября 2017 г. № 41-2-3/1186 «О предельных значениях штрафов, взыскиваемых с банков»

Минимальный размер уставного капитала, используемый для определения предельной величины и расчета суммы штрафа (штрафов), которая может быть взыскана с кредитной организации, определяется исходя из минимального размера уставного капитала, действующего на момент нарушения.

Для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией минимальный размер уставного капитала установлен в сумме 1 млрд рублей.

Кредитные организации, являющиеся банками, признаются банками с универсальной лицензией с 1 июня 2017 г.


Информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 19октября 2017 г. № ИН-014-12/49 «Об обновленном руководстве БКБН "Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма"»

Банк России информирует, что Базельским комитетом по банковскому надзору в июне 2017 г. опубликовано обновленное руководство «Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма».

В приложение 2 «Корреспондентская банковская деятельность» Руководства внесены изменения, обусловленные публикацией в октябре 2016 г. руководства «О корреспондентских банковских услугах» и призванные прояснить требования, которые должны распространяться на банки, участвующие в корреспондентских банковских отношениях (КБО). Основное внимание в приложении 2 уделяется высокорисковым КБО, в особенности трансграничным и предполагающим осуществление платежей с участием третьей стороны.

В обновленном Руководстве подчеркивается, что, несмотря на обязательность применения дополнительных мер надлежащей проверки клиентов (НПК) при осуществлении трансграничных КБО (в соответствии с Рекомендацией 13 ФАТФ), уровни рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ), связанных с такими КБО, могут различаться. В связи с этим в обновленном Руководстве разъясняется, каким образом банкам надлежит применять риск-ориентированный подход при осуществлении КБО, и приводится уточненный перечень индикаторов, которые необходимо учитывать при оценке рисков ОД/ФТ, связанных с КБО.

Отдельный раздел приложения 2 Руководства посвящен особенностям осуществления субкорреспондентских банковских отношений, связанным с ними рискам и факторам, которые банку-корреспонденту необходимо учитывать для их оценки.

Наряду с этим изменения также внесены в приложение 4 Руководства «Общее руководство по открытию счетов» в части порядка использования баз данных, составляемых третьей стороной, для целей проведения НПК. Подчеркивается, что банки должны убедиться в надежности этих баз данных, а также в том, что их использование не противоречит национальному законодательству. Кроме того, банкам рекомендуется учитывать риск хищения идентификационных данных и тот факт, что конечная ответственность за применение мер НПК в любом случае возлагается на банк, вступающий в деловые отношения с клиентом.

Руководство может быть использовано в работе кредитных организаций по организации внутреннего контроля по противодействию ОД/ФТ в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.


Концепция расчета показателя долговой нагрузки. Утверждена Центральным банком Российской Федерации

Банке России утвердил Концепцию расчета показателя долговой нагрузки, которой определены:

1) методика расчета показателя долговой нагрузки;

2) источники информации для расчета среднемесячного платежа (числитель показателя долговой нагрузки);

3) источники информации для расчета среднемесячного дохода (знаменатель показателя долговой нагрузки);

4) особенности расчета показателя долговой нагрузки для созаемщиков и при рефинансировании кредита (займа).

В Концепции также приведены Порядок расчета величины среднемесячного платежа по кредитам и займам и Перечень источников информации, которые могут быть использованы кредитором для расчета величины доходов физического лица.


19. Антимонопольное законодательство

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. №1285 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах»

Утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах.

Правилами определяются общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, а также к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах.

Целью Правил является предупреждение создания условий, которые ставят одних потребителей услуг субъектов естественных монополий в портах в неравное положение по сравнению с другими потребителями.

В целях обеспечения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется на недискриминационной основе.

Недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах предусматривает применение субъектами естественных монополий равных условий предоставления услуг субъектов естественных монополий в портах, имеющих сопоставимые технологические, технические и качественные характеристики, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.


Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2017 г. № 928/17 «Об утверждении перечня нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении ФАС России мероприятий по контролю (надзору)»

Утвержден Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении ФАС России мероприятий по государственному контролю (надзору):

  • за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, в области регулируемых государством цен (тарифов);
  • в области рекламы,
  • за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа,
  • в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Разъяснение Президиума Федеральной антимонопольной службы от 11октября 2017 г. № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства» (Утверждено протоколом Президиума ФАС России от 11 октября 2017 г. № 20)

ФАС России дает разъяснения по определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства, для территориальных органов в целях формирования позиции антимонопольного органа по вопросам, связанным с определением размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства, в случае привлечения территориального органа к участию в деле, рассматриваемом в суде.

Разъяснения могут также использоваться при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства на предмет недопущения, ограничения, устранения конкуренции, установления ущемления интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей при злоупотреблении доминирующим положением.

Равным образом положения Разъяснений могут быть использованы территориальными органами ФАС России в целях определения размера ущерба, причиненного нарушениями антимонопольного законодательства, как обстоятельства, отягчающего в установленных законом случаях административную ответственность.

Кроме того, Разъяснения могут помочь пострадавшим лицам и нарушителям в определении убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, при их взыскании в судебном порядке или урегулировании претензий без судебного разбирательства.

Разъяснения обобщают большинство существующих методик определения убытков, сформированных по итогам исследования как российской правоприменительной практики, так и зарубежного опыта.


20. Таможенное законодательство

Решение Совет Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г. № 64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя»

Установлено, что обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.


Решение Совет Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г. № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр»

Утвержден Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр.

Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 октября 2017 г. № 03-10-11/63992 <О включении в таможенную стоимость ввозимых товаров расходов на услуги по осмотру товара, оценке количества и качества товара, проверке документов на товар>

Расходы на услуги по осмотру товара, оценке количества и качества товара, проверке документов на товар в таможенную стоимость товаров не включаются.


Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 ноября 2017 г.»

Минэкономразвития России публикует результаты мониторинга цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья и расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении них:

  • мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), определенную по результатам мониторинга за период с 15 сентября по 14 октября 2017 г.: уровень цены — 405,6долл. США за тонну;
  • ставки вывозных таможенных на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 30 ноября 2017 г., в том числе ставка пошлины на нефть сырую — 96,1 долл. США.

21. Трудовое и миграционное законодательство

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2017 г. №1250 «О переносе выходных дней в 2018 году»
  • В 2018 году решено перенести следующие выходные дни:
  • с субботы 6 января на пятницу 9 марта;
  • с воскресенья 7 января на среду 2 мая;
  • с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
  • с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
  • с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 августа 2017 г. № 15-1/ООГ-2410 <О проведении специальной оценки условий труда на временных рабочих местах>

Минтруд России полагает, что специальная оценка условий труда на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.


Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. № 11-1/ООГ-1816 <Об учете выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства, выплачиваемых при увольнении, при определении дохода, из которого удерживаются алименты на родителей>

Алименты удерживаются с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата. Упомянутые выплаты должны учитываться при определении доходов совершеннолетних детей, из которых удерживаются алименты на родителей.


Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 октября 2017 г. № 14-2/В-921 <Об оплате работнику дня приезда из командировки, если это выходной день>

По смыслу ст. 106, 107, 166 ТК РФ выезд, приезд или нахождение командированного работника в пути в выходной или нерабочий праздничный день по распоряжению работодателя относятся к случаям привлечения работника к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Данный вывод подтверждается решением ВС РФ от 20 июня 2002 г. № ГКПИ2002-663.

Дни выезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки, приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни, подлежат оплате не менее чем в двойном размере.


Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2017 г. №14-2/В-935 <О возмещении затрат на обучение работника в случае неотработки установленного ученическим договором срока; о заключении срочного договора на период болезни основного работника, которому затем предоставлен ежегодный отпуск>

1. В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Действующее трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора. Поэтому вопрос, является указанная работником причина уважительной или нет, решается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств.

2. Если в срочном трудовом договоре было оговорено, что он заключен на время нахождения работника на листке нетрудоспособности, договор подлежит расторжению на следующий рабочий день после закрытия листка нетрудоспособности основного работника.


Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 октября 2017 № 14-2/В-942 <О включении в трудовой договор с работником условия о запрете в течение года после увольнения трудоустраиваться в компании-конкуренты и открывать аналогичный бизнес>

Законодательством не предусмотрено, что в трудовом договоре с работником, ином документе может быть установлен запрет на действия работника в течение какого-либо срока после расторжения трудового договора, если такие действия могут привести к неблагоприятным последствиям для бывшего работодателя, в том числе на трудоустройство этого работника у другого работодателя, занимающегося теми же видами деятельности в той же области, что и прежний работодатель.

По мнению Минтруда России, такое условие, даже если оно будет включено в трудовой договор, не будет подлежать применению как противоречащее трудовому законодательству и ограничивающее права работника.


Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова»

Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», определяющий обладателя информации как лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам, признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку данное законоположение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

  • не может рассматриваться как наделяющее правообладателя интернет-сервиса, с помощью которого осуществляются передача электронных сообщений и хранение информации, статусом обладателя информации в отношении сведений, содержащихся в сообщениях, получаемых или отправляемых пользователями по электронной почте, или в отношении информации, которую пользователи хранят с помощью данного интернет-сервиса;
  • позволяет рассматривать как нарушение прав и законных интересов обладателя информации действия гражданина, осуществившего — вопреки установленному правовыми, в том числе локальными, актами (с которыми гражданин был ознакомлен) и (или) договорами запрету — передачу информации с адреса электронной почты, контролируемой обладателем информации, на свой (личный) адрес электронной почты, если обладатель информации принял все необходимые меры, исключающие несанкционированный доступ к этой информации третьих лиц.

22. Процессуальное законодательство

Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения

12. Если суд не установит факты нарушения ответчиком прав истца, за защитой которых он обратился, либо оспаривания ответчиком защищаемых истцом прав, то в таких случаях понесенные истцом судебные издержки не подлежат возмещению за счет ответчика (Определение ВС РФ от 11 июля 2017 г. № 305-КГ15-20332 по делу № А41-22257/2014).

Дата
Отправить заявку
E-mail*
ФИО
Контактная информация (телефон, Skype, другие способы связи)
Вопрос*
Введите символы с картинки*
* - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
+7 495 737-53-53, добавочный 5100