Аналитика

Следуйте за нами

Обзор законодательства. 1-15 ноября 2017 г.

20.11.2017
Оглавление


  1. Общие вопросы налогообложения
  2. Уплата и возврат налогов и сборов
  3. Налог на добавленную стоимость
  4. Налог на прибыль
  5. Специальные налоговые режимы
  6. Прочие налоги и сборы
  7. Страховые взносы
  8. Налоговый контроль
  9. Отчетность
  10. Бухгалтерский учет
  11. Гражданское законодательство
  12. Недвижимость / строительство
  13. Интеллектуальная собственность
  14. Экономика
  15. Ценные бумаги / Финансовый рынок
  16. Банковское законодательство
  17. Валютное законодательство
  18. Антимонопольное законодательство
  19. Таможенное законодательство
  20. Трудовое и миграционное законодательство
  21. Разное


1. Общие вопросы налогообложения

Приказ Федеральной налоговой службы от 1 сентября 2017 г. № ММВ-7-17/709@ «Об утверждении перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией»

Утвержден Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 9 ноября 2017 г. № 48828 и вступает в силу 1 января 2018 г. Признан утратившим силу приказ ФНС России от 30 сентября 2016 г. № ММВ-7-17/527@.


2. Уплата и возврат налогов и сборов

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г . № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 78 НК РФ дополнена пунктом 17, согласно которому правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные этой статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 312 НК РФ, с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль принимает налоговый орган по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в п. 2 ст. 312 НК РФ.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Новой редакцией п. 3 ст. 79" НК РФ, в частности, с одного месяца до трех лет увеличен срок, в течение которого можно подать заявление в налоговый орган о возврате излишне взысканного налога.

Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования..


Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Внесенными в часть первую НК РФ изменениями предусматривается право налогоплательщика на рассрочку в случае невозможности единовременной уплаты доначислений по результатам налоговой проверки.

Рассрочка по уплате обязательных платежей в бюджет может быть предоставлена налогоплательщикам при невозможности единовременной уплаты начисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов до истечения срока исполнения направленного налоговым органом требования.

Закреплены условия предоставления указанной рассрочки и требования к лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении рассрочки.

В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по перечислению соответствующих платежей в бюджет вводится обязанность предоставления банковской гарантии.

Установлены особенности изменения срока уплаты страховых взносов, а также соответствующих пеней и штрафов за периоды, истекшие до 1 января 2017 г. сведения о которых переданы в налоговые органы.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования — 14 ноября 2017 г.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 августа 2017 г. № 03-02-07/1/48936 <О порядке расчета пени за просрочку уплаты налога>

Рассмотрен вопрос порядка расчета пени в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ.

Тридцатидневный срок, предусмотренный п. 4 ст. 75 НК РФ, исчисляется начиная со следующего дня за установленным законодательством днем уплаты налога.

В случае зачета на основании ст. 78 НК РФ излишне уплаченной суммы налога в счет недоимки по этому же налогу в полном объеме пени в порядке, закрепленном ст. 75 НК РФ, не начисляются при отсутствии потерь бюджета в результате неуплаты соответствующего налога в установленный срок. В случае частичного зачета недоимки пени начисляются на сумму незачтенной недоимки.

Порядок определения размера пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренный п. 4 ст. 75 НК РФ в редакции Закона № 401-ФЗ, распространяется на случаи просрочки исполнения обязанности по уплате налога, дата уплаты которого наступает начиная с 1 октября 2017 г.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2017 г. № 03-02-07/1/69325 <О порядке исполнения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика>

Минфин России полагает, что при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика расходные операции по требованиям, относящимся к третьей очереди и предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, не приостанавливаются.

Не приостанавливаются расходные операции по требованиям, указанным в четвертой очереди, если исполнительные документы предусматривают списание денежных средств со счета в счет перечисления в бюджетную систему Российской Федерации платежей, установленных НК РФ.


Письмо Федеральной налоговой службы от 23 октября 2017 г. № ГД-4-8/21383 «О направлении для использования в работе»

ФНС России направляет разъяснения Минфина России от 4 октября 2017 г. № 03-05-04-03/64446 по вопросу возврата уплаченной государственной пошлины в соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Минфин России сообщил, что при возвращении или отказе в принятии искового заявления в соответствии с ГПК РФ государственная пошлина подлежит возврату независимо от наличия указания об этом в определении суда. В таком случае к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины должна прилагаться справка суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.


3. Налог на добавленную стоимость

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. № 305-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Внесенным в подп. 22 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ изменением установлено, что услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, будут освобождаться от обложения НДС по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.


Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Внесенными в главу 21 НК РФ изменениями освобождаются от НДС операции по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва. Не будет облагаться НДС реализация материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Законом также устанавливаются особый порядок определения налоговой базы и порядок определения налоговой ставки НДС при реализации материальных ценностей ответственными хранителями и заемщиками: налоговая база будет рассчитываться как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (1января 2018 г.).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 октября 2017 г. № 03-07-09/66329 <О заполнении с 1 октября 2017 г. счета-фактуры, книг покупок и продаж при реализации товара в России и за пределами России, в том числе при длящихся поставках>

Указание в строке 2а «Адрес» счета-фактуры сокращенного адреса продавца, приведенного в ЕГРЮЛ частично заглавными, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

При регистрации покупателем в книге покупок счета-фактуры, выставленного продавцом на количество товара, отгруженного за отчетный период (месяц) по договорам, предусматривающим непрерывную поставку этих товаров и оформление комплекта расчетных документов (отчет о транзакциях, счета-фактуры) на последний день отчетного периода (месяца), в графе 8 «Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав» книги покупок указывается дата принятия товаров на учет, которая может совпадать с последним днем отчетного периода (месяца).

В случае реализации за пределы Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза товаров с различными кодами по ТН ВЭД ЕАС, по которым оформлена одна таможенная декларация, в графе 3б «Код вида товара» книги продаж указываются коды видов товаров через знак «;» (точка с запятой).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 03-07-08/66748 <Об НДС при приобретении после 1 июля 2016 г. товаров (работ, услуг), используемых для производства несырьевых товаров, реализуемых на экспорт>

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе сырьевых товаров, поименованных в п. 10 ст. 165 НК РФ, после 1 июля 2016 г., принимаются к вычету в случае использования таких товаров (работ, услуг) при осуществлении операций по реализации на экспорт несырьевых товаров. В связи с этим указанные суммы НДС, принятые к вычету на момент приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-07-07/69336 <Об НДС при реконструкции и приспособлении для современного использования объектов культурного наследия>

Работы по реконструкции объекта культурного наследия освобождаются от обложения НДС. Операции по реализации других работ (услуг) облагаются НДС в общеустановленном порядке.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-15-06/69405 <О страховых взносах и НДС при начислении работникам на пластиковые смарт-карты средств на питание в сторонних организациях>

Суммы расходов на питание в сторонних организациях, начисляемые работникам организации на пластиковые смарт-карты на основании коллективного и трудовых договоров, объектом обложения НДС не являются.


Информация Федеральной налоговой службы <Об освобождении от НДС реализации услуг по передаче медицинских изделий по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа>

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 149 НК РФ.

На основании подп. 33 п. 2 ст. 149 НК РФ в новой редакции не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по передаче медицинских изделий, указанных в абзаце четвертом подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.

Отмечается, что налогоплательщик не вправе отказаться от применения такого освобождения.


4. Налог на прибыль

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 2 октября 2017 г. № 03-03-06/2/63775 <О начислении амортизации в целях налога на прибыль при модернизации полностью самортизированного объекта ОС>

В случае, когда объект основных средств полностью самортизирован и проведена его модернизация, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого объекта на стоимость проведенной модернизации.

Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества будет рассчитываться как произведение его увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2017 г. № 03-03-06/1/67045 <О льготной ставке по налогу на прибыль при выплате дивидендов унитарному предприятию по акциям, находящимся у него на праве хозяйственного ведения>

По мнению Минфина России, дивиденды, получаемые унитарным предприятием по акциям, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, облагаются налогом на прибыль по ставке 13%.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2017 г. № 03-07-11/67464 <Об учете в целях налога на прибыль потерь от пожара>

Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением либо ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, относятся к внереализационным расходам.

К таким потерям, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации.

Для признания материальных потерь от пожара в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения прибыли, должны быть оформлены справка Государственной противопожарной службы МЧС России, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания. Кроме того, материальные потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.

Факт отсутствия виновных лиц подтверждается справкой о прекращении уголовного дела.

Потери от пожара отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они документально подтверждены.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2017 г. № 03-03-06/1/67755 <Об учете расходов в виде лизинговых платежей за имущество, используемое при строительстве (реконструкции, модернизации) объектов основных средств, в целях налога на прибыль>

Расходы, связанные с содержанием имущества, используемого при строительстве (реконструкции, модернизации) объектов основных средств, в том числе соответствующие лизинговые платежи, формируют (изменяют) первоначальную стоимость таких объектов в налоговом учете.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № 03-03-06/1/68165 <О налоге на прибыль при реализации купленного права требования>

При дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право, налоговая база рассчитывается исходя из фактически полученного дохода от реализации права требования долга, уменьшенного на фактически произведенные расходы на его приобретение и реализацию.

Проценты, начисляемые новым кредитором по приобретенному праву требования долга после перехода прав, включаются в состав внереализационных доходов с момента приобретения прав требования долга.

Признание таких доходов при применении налогоплательщиком метода начисления осуществляется на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода (независимо от даты (сроков) их выплаты, предусмотренной договором) и на дату погашения долгового обязательства.

По мнению Минфина России, при дальнейшей реализации права требования долга суммы задолженности по процентам, начисленные за период нахождения у кредитора права требования и не погашенные должником, подлежат учету в составе расходов, уменьшающих доход от реализации права требования.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № 03-03-06/1/68472 <Об исполнении российской организацией обязанности налогового агента по доходам иностранной организации в виде переквалифицированных в дивиденды процентов по контролируемой задолженности, рассчитанных в порядке, установленном ст. 269 НК РФ>

Позиция Минфина России по вопросу исполнения российской организацией обязанности налогового агента по доходам иностранной организации-налогоплательщика в случае ежемесячной выплаты процентов по долговому обязательству при применении положений ст. 269 НК РФ, изложена в письме Минфина России от 24 мая 2017 г. № 03-03-РЗ/31710, размещенном на официальном сайте Министерства www.minfin.ru.

Указанным письмом Минфина России также следует руководствоваться при капитализации процентов к сумме основного долга (увеличении суммы займа), поскольку в случае, когда заемщик не выплачивает проценты иностранному заимодавцу, а происходит их ежемесячное начисление и капитализация (увеличение основной суммы займа), датой получения дохода признается дата причисления процентов к сумме основного займа.

Следовательно, заемщик должен выполнить обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога в бюджет с суммы начисляемых процентов.

Поскольку налог должен быть удержан и уплачен в бюджет налоговым агентом из средств налогоплательщика — иностранной организации (заимодавца), налоговый агент должен перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив процентный доход иностранной организации (заимодавца), подлежащий в соответствии с условиями договора причислению к основной сумме займа.

При применении положений ст. 269 НК РФ как в случае ежемесячной выплаты процентов по долговому обязательству, так и в случае причисления процентов к основной сумме долга обязанность налогового агента по перечислению соответствующих сумм налога на прибыль с доходов иностранной организации возникает при квалификации дохода в качестве дивидендов — на отчетную дату.

Налоговый агент также обязан удержать и перечислить налог на прибыль с доходов иностранной организации в виде дивидендов, руководствуясь п. 2 и 4 ст. 287 НК РФ.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 03-03-06/1/68944 <О пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы по налогу на прибыль и НДС>

В случае заключения налогоплательщиком (заказчиком) сделки с исполнителем (подрядчиком) обязательство, предусмотренное такой сделкой за исполнителем (подрядчиком), должно быть исполнено в целях соблюдения условия, предусмотренного подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, либо им непосредственно, либо иным исполнителем (субподрядчиком), которому передано на исполнение указанное обязательство по закону или в рамках договора с подрядчиком.

Таким образом, при соблюдении требований п. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ налогоплательщик (заказчик) вправе учесть расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а также принять к вычету НДС, предъявленный подрядчиком.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-03-06/2/69178 <О применении ставки 15% по налогу на прибыль в отношении процентного дохода по облигациям Банка России>

При налогообложении процентного дохода по номинированным в рублях облигациям Банка России применяется ставка налога на прибыль в размере 15% при отнесении их на соответствующие даты признания дохода к обращающимся и соблюдении требований их эмитированности в период с 1 января 2017 г. по 31декабря 2021 г. включительно.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-03-06/1/69397 <О возможности применения коэффициента 1,5 к расходам на поиски и оценку новых морских месторождений углеводородного сырья, осуществленным до 1 января 2017 г. и не учтенным в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций до этой даты>

Расходы на поиски и оценку новых морских месторождений углеводородного сырья, осуществленные соответствующими налогоплательщиками до 1 января 2017 г. и не признанные для целей налогообложения до этой даты, признаются для целей налогообложения прибыли с 1 января 2017 г. в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.


Письмо Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2017 г. № СД-4-3/22720@ <О начислении для целей налога на прибыль амортизации на основные средства, находящиеся на реконструкции свыше 12 месяцев, если после 1января 2015 г. они используются для извлечения дохода>

Если налогоплательщик до вступления в силу новой редакции п. 3 ст. 256 НК РФ начал работы по реконструкции (модернизации) объекта основных средств продолжительностью свыше 12 месяцев, то такой объект подлежал выводу из состава амортизируемого имущества независимо от факта использования его в деятельности, направленной на получение дохода.

Если налогоплательщик после вступления в силу новой редакции п. 3 ст. 256 НК РФ принял решение использовать часть реконструируемого объекта основных средств в деятельности, направленной на получение дохода, то он вправе возобновить начисление амортизации по данному объекту с начала месяца, в котором начато такое использование.


5. Специальные налоговые режимы

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30октября 2017 г. № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год»

Установлены на 2018 год коэффициенты-дефляторы, необходимые в целях применения глав:

  • 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, — 1,686;
  • 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, — 1,481
  • 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, — 1,868;
  • 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ, — 1,481;
  • 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, — 1,481;
  • 33 «Торговый сбор» НК РФ, — 1,285.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2017 г. № 48845.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31 июля 2017 г. №03-11-11/48724 <О дате получения доходов строительной организацией-подрядчиком, применяющей УСН>

Датой получения дохода строительной организации-подрядчика, оплата услуг которой осуществляется заказчиком путем заключения договоров долевого участия в строительстве жилья, является дата подписания сторонами акта взаимозачета встречных требований.

В случае передачи заказчиком подрядчику договоров долевого участия в качестве аванса в оплату предстоящих строительных работ подрядчика датой получения дохода подрядчика является дата получения указанных договоров от заказчика.

При уступке подрядчиком права требования по договорам долевого участия физическим лицам и получении денежных средств датой получения дохода является дата поступления денежных средств на расчетный счет и (или) в кассу подрядчика.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 октября 2017 г. № 03-11-11/66516 <Об учете в целях налога при УСН расходов на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции>

Расходы на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции не могут учитываться налогоплательщиком — владельцем этой конструкции при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № 03-11-11/68187 <Об учете расходов на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, товаров для дальнейшей реализации, сырья и материалов при смене объекта налогообложения по УСН с «доходов» на «доходы минус расходы»>

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитывают после ввода этих основных средств в эксплуатацию в 2018 г. независимо от того, что такие расходы были понесены налогоплательщиком в 2017 г., то есть в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов.

Если расходы налогоплательщика на оплату стоимости товаров произведены в 2017 г. в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, а приобретенные товары будут реализованы в 2018 г. в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы 2018 г.

Если сырье и материалы оплачены и получены в 2017 г. в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, при смене объекта налогообложения в 2018 г. указанные расходы не учитываются.


6. Прочие налоги и сборы

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17октября 2017 № 555 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»

Установлены следующие коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на IV квартал 2017 г.:

  • на антрацит — 0,924;
  • на уголь коксующийся — 0,832;
  • на уголь бурый — 0,995;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,032.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2017 г. № 48709.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 октября 2017 г. № 03-04-06/66432 <Об НДФЛ при выплате образовательным учреждением стипендий студентам и аспирантам за счет средств иной организации, а также при оплате организацией обучения физических лиц в аспирантуре>

Стипендии, выплачиваемые образовательным учреждением своим студентам и аспирантам, не подлежат обложению НДФЛ независимо от источника финансирования таких стипендий.

Суммы оплаты организацией обучения физических лиц в аспирантуре не подлежат обложению НДФЛ.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 октября 2017 г. № 03-04-06/66463 <Об НДФЛ при выплате банком физическим лицам — учредителям ООО денежных средств, не востребованных со счетов общества при его ликвидации>

Если по требованию физических лиц — учредителей общества банк выплачивает им денежные средства, не востребованные со счетов общества при его ликвидации, то такой доход подлежит налогообложению в установленном порядке.

Поскольку указанные денежные средства принадлежали обществу, такой доход физических лиц — учредителей общества, выплаченных банком, является полученным от общества. В связи с этим банк налоговым агентом не признается.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № 03-05-04-01/67827 <Об отнесении объектов недвижимости, используемых для выполнения проектных и изыскательских работ, к административно-деловым объектам, офисным помещениям в целях налога на имущество организаций>

Разъяснения по указанному вопросу с учетом правовой позиции ВС РФ направлены письмом Минфина России от 6 июня 2017 г. № 03-05-04-01/34992, согласно которому использование здания или его части для размещения административно-деловых объектов, офисных помещений подразумевает осуществление в данном здании (помещении) самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

По вопросу отнесения к административно-деловым объектам, офисным помещениям объектов недвижимого имущества, предназначенных (фактически используемых) для выполнения проектных и изыскательских работ (услуг по проектированию и изысканию), рекомендуется учитывать правоприменительную практику по данному вопросу, в соответствии с которой суды, руководствуясь нормами ст. 378.2 НК РФ, в мотивировочной части решений указывают, что если объекты недвижимого имущества используются в соответствии с Уставом организации в целях экономической деятельности (в том числе научно-исследовательской, научно-производственной, медицинской, проектно-конструкторской деятельности), которая не относится к деловой, административной или коммерческой деятельности для размещения офисов, то такие объекты не могут квалифицироваться в качестве административно-деловых объектов, офисных помещений, поименованных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ (апелляционные определения ВС РФ от 2 августа 2017 г. № 46-АПГ17-17, от 13 июля 2017 г. № 78-АПГ17-7, от 15июня 2017 г. № 5-АПГ17-50, от 23 августа 2017 г. № 5-АПГ17-72).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № 03-13-06/67869 <Об акцизах при ввозе в Россию подакцизных товаров, ранее вывезенных на территорию другого государства — члена ЕАЭС>

НК РФ не предусмотрено возмещение из бюджета сумм акциза, исчисленных при обратном ввозе товаров на территорию Российской Федерации, ранее вывезенных на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 03-04-06/68852 <Об обложении НДФЛ доходов сотрудника организации в виде сумм возмещения работодателем стоимости проезда от места проведения отпуска и обратно в случае отзыва работника из отпуска>

Доходы сотрудника организации в виде сумм возмещения работодателем стоимости проезда от места проведения отпуска до места работы и обратно в случае отзыва работника из отпуска подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 03-04-06/68917 <Об обложении НДФЛ и начислении страховых взносов при отказе работодателя от взыскания сумм недостач с работников>

В соответствии с Трудовым кодексом РФ конкретный размер причитающегося к возмещению работником ущерба устанавливает работодатель. В связи с этим экономической выгоды и, соответственно, подлежащего налогообложению дохода в виде суммы прямого действительного ущерба, от взыскания которой с работника работодатель отказался, у работника не возникает.


Письмо Федеральной налоговой службы от 26 октября 2017 г. № БС-4-21/21650@ «О применении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимости и выделении НДС»

ФНС России направляет разъяснения Минфина России (письмо от 17 октября 2017 г. № 03-05-04-01/67806) и Минэкономразвития России (письмо от 12 октября 2017 г. № Д22и-1031) о порядке применения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в размере рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, в случае включения в рыночную стоимость величины НДС.

При применении указанных разъяснений ФНС России рекомендует учитывать складывающуюся в субъекте Российской Федерации судебную практику. Так, вступившим в силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 г. № 09АП-55240/2016 по делу № А40-134041/16 установлено, что при исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания, равной рыночной в соответствии с решением суда, подлежит исключению содержащийся в ней НДС, учитываемый и взимаемый, по мнению суда, исключительно при совершении реальных сделок купли-продажи и т.п.

По мнению Минэкономразвития России, режим обложения НДС не может определять различия в величине стоимости одного и того же объекта недвижимости. В связи с этим величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей обложения НДС, в частности, самого налогоплательщика по налогу на имущество организаций, а рыночная информация, используемая для ее определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. Такая рыночная стоимость не должна отражать включение или невключение в ее состав НДС.


Письмо Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2017 г. № ГД-4-11/22396@ «О направлении письма Минфина России»

ФНС России направляет письмо Минфина России от 17 октября 2017 г. № 03-04-07/67700 по вопросу обложения НДФЛ сумм оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемого на период лечения вследствие несчастного случая на производстве.

Указано, что суммы оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, являясь выплатами, связанными с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, не подлежат обложению НДФЛ.


Письмо Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2017 г. № БС-4-21/22424 «О применении при расчете земельного налога повышающего коэффициента, предусмотренного п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ»

ФНС России направляет письмо Минфина России от 30 октября 2017 г. № 03-05-04-02/71392 по вопросу о применении при исчислении земельного налога повышающего коэффициента 2, предусмотренного п. 15 ст. 396 НК РФ.

Условием для применения указанного коэффициента является государственная регистрация права на земельный участок с видом разрешенного использования для жилищного строительства.

Минфин России полагает, что в отношении земельного участка с видом разрешенного использования для производственных целей, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре в 2010 году, при дальнейшем внесении изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании данного земельного участка, предусматривающих жилищное строительство, коэффициент 2 при исчислении земельного налога не применяется.


Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 октября 2017 г.»

Минэкономразвития России приводит следующие средние за истекший налоговый период (с 1 по 31 октября 2017 г.) цены на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья:

  • средние цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
  • средние цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • средняя оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок (4210,79 руб. за тыс. куб. метров);
  • средние цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
7. Страховые взносы

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2017 г. № 03-15-06/65957 <О страховых взносах с сумм страховых премий по договору страхования жизни работников, включающему страховые случаи «Дожитие» и «Смерть»>

Не облагаются страховыми взносами только суммы платежей (страховых премий) по договорам страхования жизни работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

Суммы платежей (страховых премий), уплачиваемые организацией по договору страхования жизни работников по программе «Смешанное страхование жизни», включающей в себя страховые случаи «Дожитие» и «Смерть», облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 03-04-06/68917 <Об обложении НДФЛ и начислении страховых взносов при отказе работодателя от взыскания сумм недостач с работников>

Отказываясь от взыскания с виновного работника сумм возмещения причиненного организации ущерба, работодатель не производит каких-либо выплат или иных вознаграждений в пользу работника.

Следовательно, расходы организации на компенсацию за счет собственных средств материального ущерба от недостач, допущенных по вине работника, не облагаются страховыми взносами.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 03-15-06/68747 <Об исчислении страховых взносов и заполнении расчета по ним при переводе работников из одного обособленного подразделения в другое>

Если физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, но в разных ее обособленных подразделениях, то каждое обособленное подразделение в Расчете по страховым взносам, представляемом в налоговый орган, отражает выплаты в пользу физического лица, начисленные в этом обособленном подразделении, но с учетом величины ранее начисленных выплат в пользу такого работника другим обособленным подразделением для определения предельной величины базы для начисления страховых взносов и применяет соответствующий тариф страховых взносов в размере сверх установленной предельной величины базы.

В случае невыполнения Контрольных соотношений показателей формы Расчета по страховым взносам относительно заполнения строк Расчета, в которых отражаются данные о сумме выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, сформировавшейся на момент перехода работника из одного обособленного подразделения в другое, плательщик вправе представить в налоговый орган пояснения (например, представить копию Расчета другого обособленного подразделения, в котором работник работал до перехода в данное подразделение).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-15-06/69146 <О страховых взносах при оплате работнику командировочных расходов и выплате компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях, а также их отражении в расчете>

Объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работника, производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и организацией, в том числе оплата организацией командировочных расходов работника и компенсационные выплаты за использование работником личного автотранспорта в служебных целях

Выплаты, исчисленные в пользу работников, включая оплату командировочных расходов и упомянутые компенсационные выплаты, будут отражаться:

  • по строкам 030 подраздела 1.1 (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) и подраздела 1.2 (по страховым взносам на обязательное медицинское страхование) приложения 1 к разделу 1 Расчета;
  • по строке 020 приложения 2 (по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) к разделу 1 Расчета;
  • по строке 210 подраздела 3.2.1 раздела 3 Расчета.
Далее не облагаемые страховыми взносами оплату командировочных расходов и компенсационные выплаты необходимо отразить:
  • по строкам 040 подраздела 1.1 и подраздела 1.2 приложения 1 к разделу 1 Расчета;
  • по строке 030 приложения 2 к разделу 1 Расчета.

По строке 220 подраздела 3.2.1 раздела 3 Расчета будет отражаться база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по работнику за минусом упомянутых выплат по командировочным расходам и компенсационных выплат.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-15-06/69405 <О страховых взносах и НДС при начислении работникам на пластиковые смарт-карты средств на питание в сторонних организациях>

Выплаты в пользу работников для оплаты ими услуг общественного питания в сторонних организациях действующим законодательством Российской Федерации не установлены.

Если организация осуществляет такие выплаты за счет собственных средств и в фиксированном размере, эти выплаты не могут признаваться компенсационными, и, соответственно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.


8. Налоговый контроль

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

ФНС России направляет рекомендации в связи со вступлением в силу ст. 54.1 НК РФ, введенной Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 163-Ф, а также в целях формирования единообразного подхода к сбору доказательственной базы в отношении фактов нарушения налогоплательщиками пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

Отмечается, что введенная Законом № 163-ФЗ статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации.

Статья 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Суть изменений заключается в том, что законодатель определил конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

Налоговым органам следует учитывать, что ст. 54.1 НК РФ не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы, в связи с чем, при применении положений указанной статьи действуют применяемые налоговыми органами законодательно предусмотренные процедуры по сбору, фиксированию и оценке доказательств.

В актах и решениях по результатам налоговых проверок налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные в ходе проверки обстоятельства со ссылкой на конкретный пункт ст. 54.1 НК РФ.


9. Отчетность

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 октября 2017 г. № ГД-4-11/19965@ <О заполнении раздела 3 расчета по страховым взносам на застрахованных лиц, уволенных в предыдущем налоговом периоде>

Раздел 3 расчета заполняется плательщиком на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения, в том числе на уволенных в предыдущем отчетном периоде. При этом указывается признак застрахованного лица, в том числе по уволенным лицам, «1» — является застрахованным лицом и соответствующий код категории застрахованного лица, например «НР».

В отношении застрахованных лиц, которым за последние три месяца отчетного (расчетного) периода не начислялись выплаты и иные вознаграждения, плательщик заполняет раздел 3 расчета, за исключением подраздела 3.2.

В случаях невключения в расчет по страховым взносам за отчетный (расчетный) период уволившихся сотрудников в предыдущем отчетном периоде и не получавших выплаты в отчетном (расчетном) периоде необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет уточненный расчет по страховым взносам за отчетный (расчетный) период, указав в разделе 3 расчета всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном (расчетном) периоде начислены выплаты и иные вознаграждения, в том числе уволенных в предыдущем отчетном периоде.


Письмо Федеральной налоговой службы от 11 октября 2017 г. № ГД-4-11/20479 <О заполнении формы 2-НДФЛ, а также заполнении и представлении расчета по страховым взносам, если был представлен расчет с отрицательными значениями>

1. При заполнении формы № 2-НДФЛ доходы в виде оплаты отпуска отражаются в тех месяцах налогового периода, в которых эти доходы были фактически выплачены.

При увольнении работника до окончания того года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, налоговый агент удерживает суммы отпускных за неотработанные дни отпуска. Удержание из дохода работника излишне выплаченных отпускных влечет за собой возврат сумм НДФЛ.

По итогам налогового периода Справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ заполняется с учетом уточнения налоговых обязательств, произведенных в течение данного налогового периода.

2. В случае корректировки базы для исчисления страховых взносов за предшествующие отчетные (расчетные) периоды плательщик представляет уточненный расчет за предшествующий отчетный (расчетный) период. В текущем отчетном (расчетном) периоде сумма перерасчета за предшествующий период не отражается в расчете.

Отрицательных значений при заполнении показателей строк расчета не предусмотрено. Таким образом, если ранее плательщик представил в налоговый орган расчет с отрицательными значениями, нужно представить уточненный расчет.


Письмо Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2017 г. № ГД-4-11/22216@ «О направлении обзора нарушений в части заполнения и представления расчета по форме 6-НДФЛ»

ФНС России направляет обзор основных нарушений, допускаемых налоговыми агентами при заполнении и представлении расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).


10. Бухгалтерский учет

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 03-03-10/69280 <Об оформлении исправлений в первичных учетных документах в целях бухгалтерского учета>

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены требования к оформлению исправления в первичном учетном документе. Законом не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок в первичном учетном документе.


11. Гражданское законодательство

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

В Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения, затрагивающие порядок взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Уточняется порядок представления документов при государственной регистрации. В частности, установлено, что любое лицо вправе разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган после размещения такого запроса документов в отношении поименованного в таком запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя. Регистрирующий орган направляет данную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом документов в отношении указанного в запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Предусмотрено, что заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подп. «а», «ц» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. Заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием названного решения об отказе в государственной регистрации.

Корректируются порядок принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации, а также основания и порядок отказа в государственной регистрации.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.


12. Недвижимость / строительство

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 125/пр «Об утверждении СП 45.13330.2017 "СНИП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты"»

Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты».


Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 июля 2017 г. № 983/пр «Об утверждении свода правил "Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования"»

Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования».


Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2017 г. № 1034/пр «Об утверждении свода правил "Склады для аварийно химически опасных веществ. Правила проектирования"»

Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Склады для аварийно химически опасных веществ. Правила проектирования».


Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 августа 2017 г. № 1105/пр «Об утверждении свода правил "Здания и сооружения. Особые воздействия"»

Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Здания и сооружения. Особые воздействия».


Информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информирует об обязанности застройщиков по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд»

Дата государственной регистрации публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» — 20 октября 2017 г. Таким образом, с 21 октября 2017 г. регистрация первого договора участия в долевом строительстве без уплаты обязательных отчислений (взносов) в Фонд не допускается.

Если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков, представлен на государственную регистрацию до 20 октября 2017 г. включительно, регистрация такого договора и последующих договоров по данному объекту долевого строительства осуществляется с предоставлением застройщиком договоров страхования гражданской ответственности застройщика либо поручительства банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору.


13. Интеллектуальная собственность

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен, в частности, статьей 15.42, которой вводится ответственность за нарушение аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе требований законодательства об авторском праве и смежных правах, касающихся раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования— 14 мая 2018 г.


Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Внесенными в часть четвертую ГК РФ изменениями, в частности, предусмотрено требование об обязательном раскрытии организацией по коллективному управлению правами информации о своей деятельности в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ стандартами раскрытия информации.

Вводится обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аккредитованной организации по управлению правами и создаваемых такой организацией фондов по итогам финансового года.

Закреплено положение об обязательном создании в организации наблюдательного совета, осуществляющего контроль за деятельностью организации.

Устанавливается обязанность аккредитованной организации хранить вознаграждение, которое было распределено в пользу конкретного правообладателя, но не выплачено ему в связи с отсутствием информации о нем, в течение общего срока исковой давности. Если информация о правообладателе в течение трех лет с года, когда вознаграждение ему было распределено, отсутствует, это вознаграждение может быть перераспределено между иными правообладателями.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (14 мая 2018 г.).


Информация Федеральной службы по интеллектуальной собственности «Изменения в Положение о пошлинах: разъяснения по вопросам уплаты пошлин»

Шестого октября 2017 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. № 1151 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора».

Роспатент приводит ответы на часто задаваемые вопросы:

  • касающиеся основных изменений нового Положения о пошлинах;
  • по уплате пошлин за совершение юридически значимых действий по заявкам переходного периода;
  • касающиеся предоставления льгот на уплату пошлин в условиях нового Положения о пошлинах;
  • по уплате пошлин за совершение юридически значимых действий на основании заявлений, ходатайств, поданных в условиях нового Положения о пошлинах.

14. Экономика

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов. Одобрено Советом директоров Банка России 10 ноября 2017 г.

Банк России опубликовал основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

Указано, в частности, что Банк России будет смягчать денежно-кредитную политику постепенно, оценивая изменение финансовых условий, реакцию экономической системы и динамики цен. Банк России сохранит консервативный, взвешенный подход как в принятии решений по ключевой ставке, так и в формировании прогноза, что предупреждает недооценку не только рисков для инфляции, но и рисков для экономического роста и финансовой стабильности.

Сообщается, что Банк Росси будет придерживаться подхода, ориентированного на информационную открытость, разъяснение широкой общественности целей, мер и результатов денежно-кредитной политики.


15. Ценные бумаги / Финансовый рынок

Концепция организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций. Утверждена Центральным банком Российской Федерации

Концепция организации системы внутреннего контроля разработана с целью:

  • установления рекомендаций по организации системы внутреннего контроля в некредитных финансовых организациях (НФО), являющейся необходимой и достаточной, для обеспечения соблюдения принципов этичности, законности и прозрачности для третьих лиц при осуществлении деятельности НФО;
  • стандартизации подходов к организации внутреннего контроля во всех НФО и банковском секторе;
  • внедрения принципа пропорционального надзора с учетом обязательного наличия внутреннего контроля в НФО.

Органы управления НФО несут ответственность за выполнение требований законодательства Российской Федерации к системе организации внутреннего контроля и эффективную реализацию задач системы внутреннего контроля НФО.


16. Банковское законодательство

Указание Центрального банка Российской Федерации от 7 августа 2017 г. №4481-У «О правилах и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом и о финансовых инструментах, включаемых в расчет собственных средств (капитала) банковской группы»

Указанием устанавливаются правила и сроки раскрытия головными кредитными организациями банковских групп информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом и о финансовых инструментах, включаемых в расчет собственных средств (капитала) банковской группы, в том числе о всех условиях и сроках их выпуска, погашения, конвертации, об иных операциях с ними и о существенных изменениях данных инструментов.

Головные кредитные организации банковских групп раскрывают информацию о рисках на консолидированной основе, формируемую в соответствии с Указанием Банка России от 7 августа 2017 г. № 4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом»:

  • ежегодно не позднее 150 календарных дней после окончания отчетного года;
  • ежеквартально и на полугодовой основе не позднее 60 календарных дней после окончания отчетного периода.

Указание зарегистрировано в Минюсте России 1 ноября 2017 г. № 48770, подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 28 июля 2017 г. № 17) вступает в силу 1 января 2018 г.


Указание Центрального банка Российской Федерации от 7 августа 2017 г. №4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом»

Указанием устанавливаются форма и порядок раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

Указание зарегистрировано в Минюсте России 1 ноября 2017 г. № 48769, подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 28 июля 2017 г. № 17) вступает в силу 1 января 2018 г.


Указание Центрального банка Российской Федерации от 13 ноября 2017 г. №4604-У «Об обязательных резервных требованиях»

Устанавливаются обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) для кредитных организаций, осуществляющих депонирование обязательных резервов в соответствии с Положением Банка России от 1 декабря 2015 г. № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Указание подлежит официальному опубликованию и вступает в силу 1 декабря 2017 г.


Указание Банка России от 17 октября 2017 г. № 4581-У «О внесении изменения в пункт 1 Указания Банка России от 17 ноября 2016 года № 4203-У "О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией"»

Банком России предусмотрен дополнительный признак возможной связанности лиц с кредитной организацией — владение лицами, контролирующими деятельность кредитной организации или оказывающими на нее значительное влияние, прямо или косвенно (через третьих лиц) более чем 5% голосующих акций (долей уставного капитала) лица (лиц).

Указание зарегистрировано в Минюсте России 2 ноября 2017 г. № 48774 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (25 ноября 2017 г.).


17. Валютное законодательство

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Внесенными в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» изменениями предусмотрено, что в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

Резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках:

1) получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

2) исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов)

Кроме того, расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции (это, в частности, совершение запрещенных валютных операций между резидентами, а также нарушение любых актов валютного законодательства Российской Федерации). Решение об отказе должно быть сообщено лицу в письменной форме не позднее одного рабочего дня со дня вынесения такого решения.

Поправками в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, уточняются положения ст. 15,25, которой установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.


Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 9 августа 2017 г. № 18) Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Инструкцией изменяются требования валютного контроля, в том числе снижается нагрузка на резидентов при совершении ими валютных операций.

Так, резиденты больше не должны будут оформлять в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо этого устанавливается порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Для резидентов-экспортеров будет действовать упрощенный порядок постановки контрактов на учет. Банк должен поставить контракт на учет в течение одного рабочего дня. Причем основание для отказа банком в постановке контракта на учет не предусмотрено.

Сумма обязательств, при которой требуется постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, будет составлять 6 млн руб. (сейчас сумма обязательств, при которой необходимо оформлять в уполномоченном банке паспорт сделки по внешнеторговому контракту, составляет 50 тыс. долл. США).

Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, в то же время остается обязанность представления документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.

Резиденты больше не будут представлять документы, связанные с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. руб.

Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 31 октября 2017 г. № 48749, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу 1 января 2018 г.


18. Антимонопольное законодательство

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 24-06-06/60727 <Об объединении в один лот передачи права использования на результат интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ) и услуги по его сопровождению>

По мнению Минфина России, возможно объединение в один лот передачи права использования на результат интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ) и услуги по его обслуживанию, поскольку эти товары связаны с использованием одного результата интеллектуальной деятельности — программы ЭВМ, если указанное не повлекло ограничения конкуренции.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2017 г. № 24-02-06/65169 <О членстве застройщика (заказчика), специализированной организации в СРО при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства>

Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено обязательное требование к заказчику, членам комиссии по осуществлению закупок, а также специализированной организации являться членами СРО.

Положениями ГрК РФ не установлена обязанность застройщика (заказчика) являться членом СРО, если такой застройщик (заказчик) не осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2017 г. № 24-01-09/67781 <Об изменении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)>

Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в плане-графике, может превышать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 24-03-08/69599 <Об уменьшении заказчиком предусмотренного контрактом объема оказываемой услуги при исполнении контракта>

Уменьшение заказчиком предусмотренного контрактом объема оказываемой услуги (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта возможно, но не более чем на 10%.

Если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

В извещении должно быть указано, что выполнение работы или оказание услуги оплачивается по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, приведенной в извещении.

Таким образом, заказчик может осуществлять закупку на оказание услуг в том числе по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, услуг связи, установив условия об оплате на основании ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

Если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ и это влечет за собой существенное сокращение объема работ, более чем на 10%, то возможно расторжение контракта по соглашению сторон, при этом заказчик должен оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) фактически выполненный объем работ.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 24-03-08/70438 <О сроке оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта>

Указание условия о рассрочке или отсрочке платежа в документации о закупке и/или контракте либо заключение дополнительных соглашений, регулирующих срок оплаты, нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрено.


Разъяснения Федеральной антимонопольной службы по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ

В тех случаях, когда хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров в торговые сети, заключают договор, который не называют договором комиссии, договором поручения, агентским договором или смешанным договором, содержащим элементы одного или всех указанных договоров, но по своей природе, предмету и содержанию является таким договором, он может быть рассмотрен как притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом.


19. Таможенное законодательство

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 134 «О некоторых вопросах совершения таможенных операций при прибытии и убытии отдельных категорий товаров, перевозимых через территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и (или) морем без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита»

Утверждены:

  • Порядок совершения таможенных операций после уведомления таможенного органа о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров Евразийского экономического союза и отдельных категорий иностранных товаров при их перевозке через территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или морем, а также подтверждения статуса таких товаров;
  • Порядок совершения таможенных операций, связанных с убытием с таможенной территории Евразийского экономического союза и прибытием на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров Евразийского экономического союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.


Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 138 «Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров»

Определены особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, а также определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.


Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза»

Определены документы, подтверждающие статус товаров Евразийского экономического союза для помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.


Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 140 «О некоторых вопросах совершения таможенных операций в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортных средств международной перевозки»

Утверждены:

  • Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока нахождения на таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенных транспортных средств между народной перевозки;
  • Порядок уведомления таможенного органа государства — члена Евразийского экономического союза о передаче временно ввезенного железнодорожного транспортного средства международной перевозки и (или) перевозимых на железнодорожных транспортных средствах контейнеров.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.


Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»

Россией ратифицирован новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

Закон вступает в силу 25 ноября 2017 г.


20. Трудовое и миграционное законодательство

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»

Внесенным в ст. 27 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» изменением до 1 июля 2022 г. продлеваются полномочия соответствующих должностных лиц органов исполнительной власти по проверке выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, в области применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, установления районных коэффициентов к заработной плате, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, иных гарантий и компенсаций за работу в указанных районах и местностях.


Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 сентября 2017 г. № 700 «Об утверждении Требований к содержанию и обязательным реквизитам письменного предложения о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста и Порядка взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов на региональном уровне и дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации при оформлении иностранному гражданину или лицу без гражданства обыкновенной деловой визы»

Утверждены:

  • Требования к содержанию и обязательным реквизитам письменного предложения о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста;
  • Порядок взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов на региональном уровне и дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации при оформлении иностранному гражданину или лицу без гражданства обыкновенной деловой визы.

Письменное предложение о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста оформляется в простой письменной форме, составляется на русском языке на фирменном бланке юридического лица, являющегося работодателем либо заказчиком работ (услуг), и должно содержать информацию о вакансии, на которую приглашается иностранный гражданин или лицо без гражданства, заявивший о себе как о высококвалифицированном специалисте, а также основные условия труда и социальные гарантии, содержащиеся в проекте трудового договора, который планируется заключить с высококвалифицированным специалистом.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 7 ноября 2017 г. № 48807.


Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № 14-1/В-953 <О повышении окладов по вакантным должностям; об уведомлении службы занятости о вакантных должностях>

При введении системы оплаты труда работодатель обязан ориентироваться на установление равного размера должностного оклада по должностям с равной сложностью труда.

По мнению Минтруда России, изменение дифференциации размеров окладов предполагает предварительное уточнение сложности труда по должностям и может быть осуществлено в порядке, определенном ТК РФ для утверждения локальных нормативных актов или коллективных договоров организации.

Если работодатель считает, что у него есть вакансия, он обязан сообщить органу службы занятости о ее наличии. Однако органы службы занятости не обладают полномочиями по проверке полноты предоставляемой работодателями информации о наличии вакансий.


Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года»

6. Иностранные гражданине (лица без гражданства), временно пребывающие в Российской Федерации, поставленные на миграционный учет по месту нахождения (адресу) пригласившей его организации (принимающей стороны), правовая связь с которой в период пребывания в Российской Федерации ими не утрачивается, не обязаны вставать на миграционный учет по месту нахождения (адресу) жилого помещения, которое им предоставила принимающая сторона и в котором они временно проживают.

Во всех иных случаях иностранные граждане и лица без гражданства должны, если в Федеральном законе от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» прямо не указаны иные правила миграционного учета, вставать на учет по месту пребывания в месте их фактического проживания.

(Постановление КС РФ от 19 июля 2017 г. № 22-П)


21. Разное

br>Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 мая 2017 г. №191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов»

Утверждены Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов.

Правилами устанавливаются порядок указанной государственной регистрации, а также порядок централизованного учета зарегистрированных судов в соответствии с условиями государственной регистрации, установленными КТМ РФ.

Правилами регулируются отношения, возникающие между собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны и капитаном морского порта, осуществляющим государственную регистрацию судов, прав на них и сделок с ними, с другой стороны при государственной регистрации. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 2017 г. № 48733 и вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.


Письмо Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № П11-1-200-24749 «О разъяснении норм федерального законодательства»

Минкомсвязь России разъясняет вопросы применения Федерального закона от 27июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

1. Форма письменного согласия на обработку персональных данных (ПД) субъекта допускает указание сведений о должнике, а также о лице, осуществляющем обработку ПД по поручению оператора. Таким образом, включение ПД иных лиц в согласие субъекта на обработку ПД не предусмотрено.

2. Передача ПД в контексте названного Закона является обработкой ПД. Сведения, которые должны содержаться в согласии на обработку ПД, предполагают также указание перечня ПД должника, на обработку которых должник дает согласие.

Таким образом, согласие должника на обработку его ПД, включение которого предусмотрено в Согласие на взаимодействие, должно соответствовать требованиям к форме согласия субъекта ПД на обработку его ПД, установленным ч. 4 ст. 9 Закона.

3. Отзыв Согласия на взаимодействие предполагает прекращение направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах с третьими лицами.

В случае отзыва должником Согласия на взаимодействие кредитор вправе продолжить обработку ПД должника для исполнения договора, стороной которого является должник.


Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций <О получении согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах>

Персональные данные граждан России должны обрабатываться только с их согласия. Интернет-магазины такое согласие получать должны, если правоотношения с пользователем не оформлены в виде акцепта публичной оферты либо в виде иных форм договорных отношений.

Согласие может быть получено посредством проставления «галочки» пользователем в соответствующей веб-форме. Однако в случае обработки биометрических и специальных категорий ПД, а также при передаче на территорию государства, не обеспечивающего адекватную защиту ПД, согласие должно быть оформлено в письменной форме. Список стран, обеспечивающих адекватную защиту ПД, опубликован на Портале персональных данных.

Интернет-магазины, осуществляющие обработку ПД покупателей, обязаны разместить на своем сайте документ, определяющий политику оператора в отношении обработки ПД, а также обеспечить локализацию ПД российских пользователей на территории Российской Федерации.

Дата
Отправить заявку
E-mail*
ФИО
Контактная информация (телефон, Skype, другие способы связи)
Вопрос*
Введите символы с картинки*
* - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
+7 495 737-53-53, добавочный 5100