Аналитика

Следуйте за нами

Обзор законодательства. 1-15 февраля.

20.02.2018
Оглавление

  • Общие вопросы налогообложения
  • Уплата и возврат налогов и сборов
  • Налог на добавленную стоимость
  • Налог на прибыль
  • Специальные налоговые режимы
  • Прочие налоги и сборы
  • Страховые взносы
  • Налоговый контроль
  • Ответственность
  • Отчетность
  • Гражданское законодательство
  • Недвижимость / строительство
  • Экономика
  • Хозяйственная деятельность
  • Ценные бумаги / Финансовый рынок
  • Валютное законодательство
  • Антимонопольное законодательство
  • Трудовое и миграционное законодательство

  • 1. Общие вопросы налогообложения


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 03-12-11/4/6885 <О представлении участниками международной группы компаний странового отчета в отношении финансовых годов начиная с 2016 года>

    В связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся участниками международной группы компаний, вправе добровольно представить страновой отчет в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году.

    По мнению Минфина России, представление странового отчета в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году, в государстве (территории), налоговым резидентом которого является уполномоченный участник международной группы компаний, возможно, если законодательством такого государства (территории) установлена обязанность представлять в компетентные органы соответствующий страновой отчет.

    При представлении странового отчета, содержащего информацию, касающуюся деятельности участников международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также их дочерних хозяйственных обществ, необходимо получение от уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти предварительного согласия на предоставление компетентным органам иностранных государств (территорий) такой информации.


    Письмо Федеральной налоговой службы от 29 января 2018 г. № ЕД-4-13/1547@ <О представлении документов, подтверждающих освобождение прибыли КИК от налогообложения, при выявлении в ранее представленных документах неполноты сведений, неточностей либо ошибок>

    В случае выявления в ранее представленных документах, подтверждающих соблюдение условий для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК в соответствии с п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ, неполноты сведений, неточностей либо ошибок, не приводящих к необходимости уточнения сведений, содержащихся в ранее представленном Уведомлении, возможно представление таких документов без представления уточненного Уведомления.

    Указанные документы представляются с сопроводительным письмом, в котором необходимо отразить сведения, позволяющие идентифицировать КИК, в отношении которой представляются уточненные документы:

    • номер КИК из соответствующего листа Уведомления;

    • ее наименование в латинской транскрипции;

    • налоговый период, за который было представлено Уведомление, содержащее сведения в отношении вышеуказанной контролируемой иностранной компании.


    2. Уплата и возврат налогов и сборов


    Письмо Федеральной налоговой службы от 25 января 2018 г. № ЗН-3-22/478@ <Об уплате налога за налогоплательщика иным лицом и заполнении платежного поручения>

    Для достоверного ведения учета в налоговых органах важно, чтобы расчетный документ был заполнен плательщиком правильно и на основании него можно было четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

    При уплате налогов иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог.

    Поле «КПП» плательщика заполняется при уплате налога за юридическое лицо. При исполнении обязанности по уплате налога за физическое лицо в этом поле указывается «0».

    При заполнении поля «Плательщик» необходимо отразить информацию о лице, оформившем платежное поручение.

    Перечисление денежных средств физическим лицом за юридическое лицо должно осуществляться в безналичной денежной форме.


    3. Налог на добавленную стоимость


    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 98 «О внесении изменений в приложения № 4 и 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137»

    Внесены изменения в формы книги покупок и книги продаж и правила их ведения, касающиеся расчетов по НДС по суммам налога, исчисленным налогоплательщиками — организациями розничной торговли по товарам, реализованным физическим лицам — гражданам иностранных государств, в случае вывоза указанных товаров с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

    Начало действия документа — 1 апреля 2018 г.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 105 «О реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза»

    Установлено, что реализация в 2018 году пилотного проекта по компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза осуществляется на территориях Краснодарского края, Московской области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Утверждены:

    • перечень критериев, которым одновременно должна удовлетворять организация розничной торговли, являющаяся плательщиком НДС, в целях участия в указанном пилотном проекте;

    • перечень мест размещения организаций розничной торговли или их обособленных подразделений для включения в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом п. 5 ст. 169.1 НК РФ.

    Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2018 г.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 03-07-11/87948 <О налогообложении при приобретении товаров за наличный расчет, если в кассовом чеке онлайн-ККТ сумма налога выделена отдельной строкой>

    Суммы НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет сотрудниками организации, на основании кассовых чеков онлайн-ККТ, в которых сумма налога выделена отдельной строкой, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются. Кроме того, эти суммы НДС не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 03-07-11/87954 <Об НДС при уступке новым кредитором полученного денежного требования по договору оказания услуг, не облагаемых НДС>

    Новым кредитором, являющимся плательщиком НДС и получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, налоговая база по этому налогу определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного им при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования на день уступки требования или на день прекращения данного обязательства.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 января 2018 г. № 03-07-09/1846 <Об указании в счетах-фактурах адресов продавца и покупателя>

    Написание в строках 2а и 6а «Адрес» счета-фактуры адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями, замена прописных букв на строчные или смена местами слов в названии улицы не являются основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2018 г. № 03-07-09/2213 <О заполнении графы 11 при реализации товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации>

    Указание в графе 11 счета-фактуры полного номера таможенной декларации либо регистрационного номера таможенной декларации не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.


    4. Налог на прибыль


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 января 2018 г. № 03-03-06/1/823 <О налоге на прибыль, страховых взносах и НДФЛ при возмещении расходов работников на наем жилья, в том числе при переезде на работу в другую местность>

    Компенсация расходов работника на наем жилого помещения не может учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 2018 г. № 03-03-06/1/1026 <Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, подлежащих уплате по решению суда>

    Обязанность по начислению внереализационного дохода у налогоплательщика в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств при взыскании долга в судебном порядке возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу. Указанное относится как к суммам, определенным судом на дату принятия судебного решения, так и к суммам, которые рассчитываются на основании судебного решения и подлежат взысканию после его принятия.

    Доходы налогоплательщика в части установленной судом суммы санкций, подлежащих уплате должником, признаются на дату вступления в законную силу соответствующего решения суда.

    Доходы в виде суммы санкций со дня принятия судом соответствующего решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного периода (налогового периода) или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 03-03-06/1/2614 <Об учете в целях налога на прибыль расходов на обучение работников>

    К расходам налогоплательщика на обучение относятся расходы, понесенные в рамках заключенных им договоров с образовательными учреждениями на обучение своих работников. Если работник заключил договор с образовательным учреждением от своего имени, компенсация стоимости его обучения не относится к расходам, указанным в подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 03-12-11/2/5166 <Об определении среднего курса иностранной валюты к рублю при пересчете прибыли (убытка) КИК, выраженной в иностранной валюте, в целях налога на прибыль>

    Прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании, определенная по данным финансовой отчетности этой компании и выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.

    По мнению Минфина России, среднее значение курса иностранной валюты, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России, за все дни в соответствующем периоде, за который составлена финансовая отчетность.


    5. Специальные налоговые режимы


    Информация Федеральной налоговой службы <О применении УСН>

    Верховный Суд Российской Федерации по делу № А26-7624/2016 признал правомерным доначисление налогоплательщику налогов по общей системе налогообложения.

    Инспекция в рамках выездной проверки установила, что в проверяемом периоде налогоплательщик (комитент) передал контрагенту (комиссионеру) на реализацию по договору комиссии нефтепродукты на сумму более 65 млн рублей. Контрагентом оказалась организация, зарегистрированная по тому же адресу, что и налогоплательщик (комитент). Комитент и комиссионер были взаимозависимыми лицами.

    В рамках договора комиссионер перечислил на счет комитента 54,2 млн рублей, а остаток уже в следующем налоговом периоде. Такая схема позволила налогоплательщику не превышать предельные размеры дохода, дающего право на применение УСН.

    Отказывая налогоплательщику в требованиях, суды трех инстанций признали правомерными выводы налогового органа о получении организацией необоснованной налоговой выгоды. Они указали, что неперечисление комитенту денег, полученных комиссионером от покупателей нефтепродуктов, позволило налогоплательщику не учитывать их в составе доходов при исчислении единого налога по УСН в соответствующем налоговом периоде.

    ВС РФ отказал налогоплательщику в передаче его кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.


    6. Прочие налоги и сборы


    Письмо Федеральной налоговой службы от 21 декабря 2017 г. № БС-4-21/26114@ «О налоге на имущество организаций в отношении сетей и систем инженерно-технического обеспечения здания, налоговая база в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости»

    По мнению ФНС России, если в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций определяется кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, то являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания, в связи с чем по данным объектам налоговая база не определяется как среднегодовая стоимость.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2018 г. № 03-04-05/310 <Об НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды при прощении задолженности по беспроцентному займу>

    С 2016 года доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).

    При прощении организацией задолженности с должника снимается обязанность по возврату суммы долга и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у должника возникает экономическая выгода (доход) в размере суммы прощенной задолженности.

    Указанный доход в размере суммы прощенной задолженности подлежит налогообложению в установленном порядке.

    Суммы НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды, правомерно удержанного налоговым агентом, не являются излишне удержанными. Соответственно, оснований для их возврата не имеется.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 января 2018 г. № 03-03-06/1/823 <О налоге на прибыль, страховых взносах и НДФЛ при возмещении расходов работников на наем жилья, в том числе при переезде на работу в другую местность>

    В связи с тем что статьей 169 ТК РФ не предусмотрены компенсационные выплаты в виде сумм возмещения затрат иногороднего сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, на наем жилого помещения, указанные суммы подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 января 2018 г. № 03-04-06/3201 <Об НДФЛ с сумм оплаты организацией стоимости проживания работников>

    По общему правилу оплата организацией за своих сотрудников в их интересах стоимости проживания признается их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом п. 1 ст. 211 НК РФ суммы данной оплаты включаются в налоговую базу по НДФЛ указанных лиц.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 января 2018 г. № 03-05-05-01/3174 <О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении требующего монтажа оборудования, приобретенного у взаимозависимого лица и принятого на учет в качестве основных средств>

    Если оборудование приобретено у взаимозависимого лица, то в отношении этого оборудования, учтенного в качестве объектов основных средств, положения п. 25 ст. 381 НК РФ не применяются вне зависимости от того, каким лицом (взаимозависимым или невзаимозависимым) проводился монтаж оборудования.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24 января 2018 г. № 03-04-05/3543 <О ставках НДФЛ в отношении доходов работника — высококвалифицированного специалиста, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, в том числе при оплате организацией аренды жилого помещения>

    Налогообложению по ставке 13% подлежат доходы, получаемые физическим лицом — высококвалифицированным специалистом от осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.

    При налогообложении доходов сотрудника организации — высококвалифицированного специалиста, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды жилого помещения применяется ставка НДФЛ в размере 30%.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 03-04-06/4091 <Об НДФЛ при списании задолженности физического лица с баланса банка>

    В момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) у такого налогоплательщика возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению НДФЛ.

    Дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством.

    Специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации применяется, только если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.

    Если списание в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не связано с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика, то указанная дата для такого налогоплательщика не является датой фактического получения дохода в целях обложения НДФЛ.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 03-04-06/5783 <Об НДФЛ с дохода, полученного в виде имущества при ликвидации акционерного общества>

    Доходы физического лица в виде имущества, передаваемого ему при ликвидации акционерного общества, подлежат налогообложению в качестве доходов в натуральной форме. В отношении этих доходов у налогоплательщика отсутствует право на получение имущественного налогового вычета.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 03-04-06/5808 <Об обложении НДФЛ и страховыми взносами сумм, выданных работнику под отчет на командировочные расходы, при непредставлении таким работником авансового отчета>

    1. Налог на доходы физических лиц

    В случае непредставления работником работодателю авансового отчета об израсходованных в связи с командировкой суммах, денежные средства, выданные работнику организации под отчет, не могут рассматриваться как выплаты, произведенные в возмещение командировочных расходов, соответственно, оснований для применения к полученным доходам норм п. 3 ст. 217 НК РФ об освобождении от налогообложения сумм возмещения командировочных расходов не имеется.

    Следует учитывать, что организация может принять решение о необходимости возврата работником полученных под отчет денежных средств. В случае возврата работником полученных под отчет денежных средств доходов, подлежащих налогообложению, у работника возникать не будет.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 03-05-06-03/5569 <О размере госпошлины за госрегистрацию договора аренды, предметом которого являются несколько объектов недвижимости>

    При государственной регистрации договора аренды как ограничения (обременения) права, предметом которого являются несколько объектов недвижимого имущества, совершается одно юридически значимое действие, т.е. регистрируется сам договор аренды, который не зависит от количества указанных в нем арендованных объектов недвижимого имущества и проведенных в отношении них регистрационных действий.

    Поэтому за государственную регистрацию одного договора аренды, предметом которой могут являться несколько объектов недвижимого имущества, по мнению Минфина России, должна уплачиваться государственная пошлина в соответствующих размерах, установленных подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (физическое лицо — 2000 руб., организация — 22 000 руб.).


    Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2018 г. № БС-4-21/1813@ «О направлении письма Минфина России о порядке применения пункта 6 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации»

    ФНС России направляет разъяснения Минфина России от 30 января 2018 г. № 03-05-04-01/4972 о порядке применения п. 6 ст. 376 НК РФ в отношении объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

    Минфин России полагает, что здание фабрики бортового питания и здание грузового терминала, находящиеся на территории аэропорта и входящие в состав зданий и сооружений основного производственного назначения аэропорта, могут быть отнесены к объектам авиационной инфраструктуры, в отношении которых применяется п. 6 ст. 376 НК РФ.


    Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2018 г. № СД-4-3/1816@ «О временном порядке представления реестра счетов-фактур по средним дистиллятам»

    ФНС России в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ в главу 22 «Акцизы», сообщает следующее.

    С 1 января 2018 г. вступают в силу нормы НК РФ, предусматривающие обязанность исчислить акциз при совершении операций по получению (оприходованию) средних дистиллятов организациями, имеющими соответствующее свидетельство (подп. 32 и 33 п. 1 ст. 182 НК РФ), и возможность получения налоговых вычетов, предусмотренных п. 25 ст. 200 НК РФ, при представлении в налоговые органы налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, соответствующих документов согласно п. 25 ст. 201 НК РФ, в том числе реестра счетов-фактур, выставленного налогоплательщику поставщиком средних дистиллятов, подтверждающего получение налогоплательщиком средних дистиллятов, в случае получения налогоплательщиком средних дистиллятов.

    ФНС России отмечает, что до утверждения ФНС России в установленном порядке формы реестра счетов-фактур, выставленных поставщиками средних дистиллятов лицу, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, может применяться рекомендованная форма реестра счетов-фактур по средним дистиллятам, согласно приложению № 1 к данному письму.

    В целях реализации права налогоплательщиков, предусмотренного п. 25 ст. 200 НК РФ, следует руководствоваться порядком заполнения указанного реестра счетов-фактур, приведенного в приложении № 2 к данному письму, а также порядком его представления в налоговые органы, приведенного в приложении № 3 к письму.


    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «О средней цене на нефть сорта "Юралс" за январь 2018 года»

    В целях определения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), сообщается, что средняя цена на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за январь 2018 года составила 68,60 долл. США за баррель.


    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 января 2018 г.»

    Минэкономразвития России приводит следующие средние за истекший налоговый период (с 1 по 31 января 2018 г.) цены на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья:

    • средние цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;

    • средние цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;

    • средняя оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок (4210,79 руб. за тыс. куб. метров);

    • средние цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.


    Информация Федеральной налоговой службы <О новом порядке налогообложения движимого имущества организаций>

    С 2018 года изменился порядок налогообложения движимого имущества организаций, принятого на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 г.

    Теперь организации освобождаются от уплаты налога за движимое имущество, если в регионе принят закон, который установил такую льготу.

    Согласно п. 3.3 ст. 380 НК РФ, если движимое имущество не освобождено от налогообложения, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, не могут в 2018 году превышать 1,1%.

    Региональные власти имеют право вовсе обнулить налоговые ставки на движимое имущество, в том числе для создания инновационного оборудования или переоснащения производства.

    Если же субъект Российской Федерации не принял решение о применении налоговой льготы по движимому имуществу на 2018 год и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1%.


    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "ТАИФ"»

    Взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.

    Конституционно-правовой смысл указанных положений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в данном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.


    7. Страховые взносы


    Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 3п «Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"»

    Утверждены порядок и условия направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также формат для форм таких документов.

    Порядок и условия определяют правила информационного обмена при направлении плательщику страховых взносов (страхователю) документов, используемых в целях привлечения его к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, подписываемых созданной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Формы документов, используемых в указанных целях, утверждены постановлением Правления ПФР от 23 ноября 2016 г. № 1058п.

    Участниками информационного обмена при направлении форм в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи являются страхователи (их представители), признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым ст. 1 Закона № 27-ФЗ, территориальные органы ПФР, а также операторы электронного документооборота, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между территориальными органами ПФР и страхователями

    Постановление зарегистрировано в Минюсте России 5 февраля 2018 г. № 49887.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 03-04-06/5808 <Об обложении НДФЛ и страховыми взносами сумм, выданных работнику под отчет на командировочные расходы, при непредставлении таким работником авансового отчета>

    2. Страховые взносы

    Непредставление работником работодателю авансового отчета об израсходованных в связи с командировкой суммах, влечет за собой нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований, и в таком случае выплаты, произведенные работнику, не могут рассматриваться как возмещающие расходы в связи с командировкой и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

    В целях исчисления страховых взносов с подотчетных сумм на командировочные расходы, выплаченных работнику в иностранной валюте, авансовый отчет о расходовании которых не был представлен и которые не были возвращены работником по возвращении из командировки, пересчет в рубли осуществляется по официальному курсу Банка России, установленному на дату начисления указанных сумм в пользу работника.


    8. Налоговый контроль


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 03-02-07/1/85955 <О дате начала проведения камеральной налоговой проверки>

    Поскольку камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации, то течение срока, установленного для проведения такой проверки, начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации. Дата получения налоговым органом налоговой декларации и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этой декларации могут не совпадать.

    Таким образом, в акте камеральной налоговой проверки указывается дата фактического начала проверки налоговой декларации, не совпадающая с датой ее получения налоговым органом, и с которой начинается течение трехмесячного срока, установленного для проведения проверки.


    Письмо Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/26170@ <Об истребовании налоговым органом у налогового агента по налогу на прибыль документов, подтверждающих льготу иностранных организаций, и об ответственности за непредставление этих документов>

    ФНС России, рассмотрев запрос по вопросу истребования документов по ст. 309, 310, 312 НК РФ (выплата дохода с применением международных соглашений) и привлечения к налоговой ответственности при неисполнении налоговым агентом требования налогового органа, выставленного в ходе камеральной налоговой проверки, сообщает следующее.

    Согласно арбитражной практике требование налогового органа в ходе проведения камеральной налоговой проверки у налогового агента, выплачивающего иностранной организации доход, в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ документов, подтверждающих налоговые льготы, не противоречит нормам налогового законодательства, а обязанность такого налогового агента по представлению запрашиваемых в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налоговым органом документов вытекает из совокупности положений ст. 24, 310 и 312 НК РФ.

    Кроме того, суды указали на правомерность привлечения налоговым органом налогового агента к налоговой ответственности за непредставление последним документов, подтверждающих налоговую льготу иностранных организаций, которым указанным налоговым агентом выплачивается доход, запрашиваемых в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основании п. 6 ст. 88 НК РФ.

    В постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» позиция об отсутствии правовых оснований у налоговых органов по применению нормы п. 6 ст. 88 НК РФ в отношении налоговых агентов, выплачивающих иностранным организациям доход, в ходе проведения камеральной налоговой проверки для подтверждения правомерности применения налоговой льготы при исчислении, удержании и перечислении соответствующих сумм налогов отсутствует.

    В отношении вопроса о возможности привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности за непредставление истребуемых налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки документов у налоговых агентов, выплачивающих иностранным организациям доход, а также принимая во внимание судебную практику, ФНС России сообщает о наличии оснований для такого привлечения к налоговой ответственности.


    9. Ответственность


    Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2018 г. № СА-4-7/1894@ <О порядке привлечения к налоговой ответственности>

    ФНС России рассмотрела письмо по вопросу правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности в случае истечения срока для составления акта, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, и срока для принудительного взыскания штрафа, предусмотренного ст. 46—48, 70 НК РФ, и сообщает, в частности, следующее.

    Привлечение налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ, в случае истечения срока давности применения штрафных санкций является необоснованным.

    Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля ряда процедурных сроков не влечет за собой изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

    Пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание налоговых санкций.

    Вместе с тем срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.


    10. Отчетность


    Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 января 2018 г. № 39 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации"»

    Утверждены и вводятся в действие с отчета за 2017 год Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации».

    Эту форму представляют все юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций). Некоммерческие организации представляют форму при производстве товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.


    Приказ Федеральной службы государственной статистики от 12 февраля 2018 г. № 65 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"»

    Утверждены и вводятся в действие с отчета за январь — март 2018 г. Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-З №Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)».

    Форму представляют юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для продажи на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).

    Форма представляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала года (за I квартал, I полугодие, 9 месяцев).


    Информация Федеральной налоговой службы <О представлении справки по форме 2-НДФЛ за 2017 год>

    В справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ внесены изменения, облегчающие налоговым агентам, то есть работодателям, заполнение документов.

    Так, из новой формы исключили поле «Адрес места жительства в Российской Федерации». Зато в ней появились такие поля, как «Форма реорганизации (ликвидации) (код)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации». Это позволит организации-правопреемнику представлять справки по форме 2-НДФЛ за реорганизованную организацию в налоговый орган по месту своего учета.

    Налоговые агенты вправе представлять в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ за 2017 год как по форме, утвержденной приказом ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@ без внесенных изменений, так и по форме, с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 17 января 2018 г. № ММВ-7-11/19@.


    11. Гражданское законодательство


    Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»

    Признаны утратившими силу положения Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», касающиеся закрепления в гражданско-правовых договорах условий осуществления благотворительной деятельности, заключаемых между юридическим лицом и добровольцем, между добровольцем и благополучателем.

    Начало действия документа — 1 мая 2018 г.


    12. Недвижимость / строительство


    Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 2890-ХМ/08 <О необходимости членства в двух саморегулируемых организациях — в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования>

    Если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций — в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.


    13. Экономика


    Информация Центрального банка Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,50% годовых»

    Совет директоров Банка России 9 февраля 2018 г. принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,50% годовых. Годовая инфляция остается на устойчиво низком уровне. Инфляционные ожидания постепенно снижаются. Краткосрочные проинфляционные риски ослабли. В связи с этим баланс экономических и инфляционных рисков несколько сместился в сторону рисков для экономики. Усилилась неопределенность в отношении конъюнктуры глобальных финансовых рынков. Вероятность превышения годовой инфляцией 4% в текущем году существенно снизилась. В этих условиях Банк России продолжит снижение ключевой ставки и допускает завершение перехода от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике в 2018 году.

    Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 23 марта 2018 г.


    14. Хозяйственная деятельность


    Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 февраля 2018 г. № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет»

    В случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.


    Информация Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду>

    Росприроднадзор напоминает, что не позднее 10 марта 2018 г. лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо подать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

    Декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет. Формат, структура, порядок подтверждения, принятия и представления декларации в форме электронного документа изложены в информации Росприроднадзора от 30 ноября 2017 г. «Электронный формат "Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду"».

    Сформировать декларацию можно с помощью программного обеспечения «Модуль природопользователя», распространяемого бесплатно. Отправка осуществляется через портал приема отчетности «Личный кабинет природопользователя». На сайте Росприроднадзора, по адресу: http://rpn.gov.ru/small, в разделе «Декларация по плате за НВОС» размещена подробная инструкция по формированию и отправке декларации в программных средствах Росприроднадзора. В случае формирования декларации в стороннем программном обеспечении нужно соблюдать формат передачи данных, описанный в приказе Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3.

    Подать декларацию на бумажном носителе можно в следующих случаях: годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тысяч рублей или меньше; у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к сети Интернет. При подаче декларации на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе.


    15. Ценные бумаги / Финансовый рынок


    Информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 24 января 2018 г. № ИН-015-55/3 «О некоторых практиках, имеющих место в брокерской деятельности»

    Банк России сообщает о некоторых практиках в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые могут нести существенные риски для клиентов и негативно влиять на привлекательность российского финансового рынка.

    В рамках надзорных мероприятий Банком России выявлены многочисленные факты, когда профессиональные участники на основании договора о брокерском обслуживании фактически осуществляют деятельность по доверительному управлению, в том числе посредством условных многократных поручений клиентов. Встречаются также случаи, когда вместо договоров о брокерском обслуживании или договоров доверительного управления профессиональные участники предлагают клиентам осуществлять управление их имуществом по договорам поручения, займа или просто на основании доверенностей, выданных клиентами работникам брокера.

    Практика выстраивания отношений с клиентами на основании гражданско-правовых договоров, заключенных вне рамок специального регулирования соответствующей лицензируемой деятельности, лишает клиента в случае возникновения у него убытков механизма защиты своих имущественных прав.

    В целях повышения доверия к финансовому рынку, а также предотвращения рисков убытков клиентов профессиональных участников Банк России предлагает профессиональным участникам обеспечить должную прозрачность при предоставлении своих услуг и рекомендует исключить использование в своей деятельности указанных в данном информационном письме практик.


    Информационное сообщение Центрального банка Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. «О порядке направления профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка уведомлений и заявлений в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России»

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг и саморегулируемые организации в сфере финансового рынка будут иметь возможность отправки инициативных запросов, а также ответов на предписания и запросы Банка России с 10 февраля 2018 г. только с использованием личного кабинета участника информационного обмена. Таким образом, отправка данных в Банк России посредством личного кабинета ООО «Супервэйв Групп» (lk.fcsm.ru) с указанной даты будет недоступна.


    16. Валютное законодательство


    Письмо Федеральной налоговой службы от 25 января 2018 г. № ОА-4-17/1317 «О направлении разъяснений»

    ФНС России сообщает, что 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"», изменяющий понятие валютного резидентства для физических лиц и устраняющий отдельные избыточные обременения для физических лиц — резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.

    Законом № 427-ФЗ вводится новая редакция подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривающая распространение понятия «валютный резидент» на всех физических лиц — граждан Российской Федерации независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.

    Новой редакцией ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ дополнено определение налогового органа, в который резидент обязан предоставлять уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), в том числе, когда у физического лица отсутствуют место жительства (пребывания) и (или) недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

    ФНС России на сайте regulation.gov.ru размещен текст проекта приказа ФНС России «О налоговом органе, в который резидентом — физическим лицом представляются уведомления об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось, в случае отсутствия у него места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации».

    С 1 января 2018 г. физические лица — резиденты, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам). Кроме того, такая категория физических лиц — резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.

    Вместе с тем установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц — резидентов, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.

    Указанные изменения распространяются в том числе на период 2017 года.

    Законом № 427-ФЗ в абзац третий ч. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц — резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

    Кроме того, Законом № 427-ФЗ расширен содержащийся в ч. 5.1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физических лиц — резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи находившихся в собственности этих физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации транспортных средств, а также недвижимого имущества, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства —- члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

    Согласно новой редакции абзаца второго ч. 6 ст. 12 Закона № 173-ФЗ физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом № 173-ФЗ на зарубежные счета (во вклады) за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.

    Законом № 427-ФЗ внесены изменения в п. 14 ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.


    17. Антимонопольное законодательство


    Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»

    ФАС России в связи с вступившими в силу 31 декабря 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ поправками в Федеральный закон от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» направляет информационное письмо о применении положений ч. 10 ст. 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с этим Законом.

    1. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    Наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

    В случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

    Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, оценивая которые, комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.

    2. Жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

    Жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.


    18. Трудовое и миграционное законодательство


    Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации»

    Внесены изменения в части форм оплаты труда: в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, заработная плата может выплачиваться в иностранной валюте.

    Начало действия документа — 16 февраля 2018 г.


    Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018—2020 годы

    Полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации Генеральное соглашение, которым устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2018—2020 годах и совместные действия по их реализации.

    Главной целью Соглашения признается рост благосостояния населения путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса.

    Стороны намерены проводить политику, способствующую развитию человеческого потенциала, внедрению принципов достойного труда, повышению эффективности государственного управления, социальной справедливости, ответственности и социального партнерства.

    Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

    В Соглашении урегулированы следующие вопросы.

    I. Экономическая политика

    II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения

    III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

    IV. Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы

    V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность

    VI. Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

    VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения

    Дата
    Отправить заявку
    E-mail*
    ФИО
    Контактная информация (телефон, Skype, другие способы связи)
    Вопрос*
    Введите символы с картинки*
    * - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
    О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
    +7 495 737-53-53, добавочный 5100