Аналитика

Следуйте за нами

Обзор законодательства. 15-28 февраля.

05.03.2018

Оглавление

  • Общие вопросы налогообложения
  • Уплата и возврат налогов и сборов
  • Налог на добавленную стоимость
  • Налог на прибыль
  • Специальные налоговые режимы
  • Прочие налоги и сборы
  • Страховые взносы
  • Налоговый контроль
  • Ответственность
  • Отчетность
  • Интеллектуальная собственность
  • Хозяйственная деятельность
  • Банковское законодательство
  • Антимонопольное законодательство
  • Таможенное законодательство
  • Трудовое и миграционное законодательство
  • Процессуальное законодательство

  • 1. Общие вопросы налогообложения

    Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"»
    Статья 25.14 НК РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому уведомление о КИК и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и информация о таких иностранных организациях и (или) КИК содержится в этой специальной декларации.
    В соответствии с дополнениями к ст. 45 НК РФ взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Законом № 140-ФЗ, и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, при соблюдении одного из следующих условий:
    1) обязанность по уплате налога возникла в результате совершения до 1 января 2015 г. операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г., либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации;
    2) обязанность по уплате налога возникла до 1 января 2018 г. в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г., либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. Приведенное положение не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества КИК.
    Начало действия документа — 19 февраля 2018 г.

    2. Уплата и возврат налогов и сборов

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. №03"-05-06-03/7287 <О зачете госпошлины, уплаченной три года назад за совершение юридически значимого действия, при обращении за совершением аналогичного действия>
    Минфин России полагает, что сумма уплаченной государственной пошлины в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие, не может быть учтена при обращении за совершением аналогичного действия после истечения трехлетнего срока со дня уплаты указанной пошлины.

    Разъяснение Федеральной таможенной службы «О порядке возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, в случае если денежные средства уплачивались таможенным представителем»
    Из совокупности норм права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле следует, что таможенный представитель не является плательщиком таможенных пошлин, налогов.
    Если таможенные пошлины, налоги, подлежащие возврату, уплачивало лицо, на которое не возложена обязанность по их уплате, плательщик к заявлению на возврат прилагает документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат.

    3. Налог на добавленную стоимость

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 января 2018 г. №03-07-08/4269 <О принятии к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров в Россию, частями в разных налоговых периодах в течение трех лет>
    Принятие к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия товаров на учет, за исключением основных средств, оборудования к установке, НК РФ не противоречит.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2018 г. №03-07-09/4554 <Об указании адреса продавца и покупателя в выставляемых счетах-фактурах>
    Написание в строках 2а и 6а «Адрес» счета-фактуры адресов продавца или покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями или заменой слова «помещение» на «офис» не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 03-07-08/6574 <Об НДС в отношении работ (услуг) по обеспечению участия в конгрессно-выставочном мероприятии в иностранном государстве, выполняемых (оказываемых) по договору между двумя российскими организациями>
    Работы (услуги) по обеспечению участия в конгрессно-выставочном мероприятии для целей применения НДС можно относить к категории рекламных услуг.
    Такие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по договору между двумя российскими организациями, являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации. Налог по этим работам (услугам) исчисляет и уплачивает организация, оказывающая услуги.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 03-07-14/6704 <О заполнении строки 3 «Грузоотправитель и его адрес» счета-фактуры и строки «Грузоотправитель» товарной накладной ТОРГ-12, если поставка товаров производится на условиях самовывоза>
    При отгрузке товаров счета-фактуры составляются на основе первого по времени составления первичного учетного документа, то есть на основе уже имеющегося первичного документа, который должен отражать конкретные факты хозяйственной жизни, подтверждаемые этим первичным документом.
    Если при продаже (отпуске) товарно-материальных ценностей продавец применяет унифицированную форму товарной накладной ТОРГ-12, необходимо учитывать, что данная форма содержит такой реквизит, как организация-грузоотправитель, при заполнении которого указываются данные об этом лице. Аналогичные требования содержатся и в счете-фактуре.
    Поскольку счет-фактура составляется на основе первичного учетного документа, а в товарной накладной ТОРГ-12 содержатся данные о грузоотправителе, при заполнении строки 3 счета-фактуры в части наименования грузоотправителя следует указывать данные, отраженные об этом лице в соответствующей строке товарной накладной ТОРГ-12.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. №03-07-09/6850 <Об указании адреса продавца или покупателя в счетах-фактурах>
    Написание в строках 2а и 6а «Адрес» счета-фактуры адресов продавца или покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями или отсутствием слов «район», «улица», «дом» не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 03-07-11/7476 <Об НДС при передаче участником долевого строительства имущественных прав на жилые дома (помещения), доли в них, гаражи (машино-места), если он оплачивает услуги агента по поиску приобретателей прав>
    При передаче участником долевого строительства имущественных прав на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база по НДС определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом НДС и расходами, определяемыми как размер денежных средств, уплаченных застройщику участником долевого строительства для оплаты строительства (создания) объекта долевого строительства по договору участия в долевом строительстве. В связи с этим при определении налоговой базы по НДС в порядке, установленном п. 3 ст. 155 НК РФ, суммы агентского вознаграждения, уплачиваемые участником долевого строительства агенту за услуги по поиску третьих лиц, желающих приобрести имущественное право у участника долевого строительства, для целей применения данного п. 3 учитывать не следует.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. № 03-07-09/7269 <О возможности составления корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе к счету-фактуре, составленному в электронном виде>
    Составление корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе к счету-фактуре, составленному в электронном виде, Правилам заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, не противоречит.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 03-07-08/7489 <Об НДС при приобретении российской организацией у иностранного юридического лица IP-адресов и номеров автономной системы с использованием сети Интернет>
    Российская организация, приобретающая услуги иностранной организации по предоставлению IP-адресов и их регистрации в сети Интернет, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, является в целях применения НДС налоговым агентом и обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму этого налога. Налоговый агент уплачивает НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. № 03-07-13/1/7900 <Об НДС при ввозе в Россию товаров с территории иностранного государства, если они приобретены у хозяйствующего субъекта государства — члена ЕАЭС>
    По товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации через территорию государства — члена ЕАЭС, помещенным при ввозе с территории иностранного государства на таможенную территорию ЕАЭС под таможенную процедуру таможенного транзита, НДС подлежит уплате таможенным органам Российской Федерации при выпуске товаров для внутреннего потребления.
    Таким образом, в указанном случае НДС в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., российскому налоговому органу не уплачивается и, соответственно, налоговая декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС, форма которой утверждена приказом ФНС России от 27 сентября 2017 г. № СА-7-3/765, не представляется.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 февраля 2018 г. № 03-07-11/8323<О вычете НДС с оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) в размере, превышающем размер предоплаты по договору>
    Принятие к вычету суммы НДС покупателем, перечислившим эту сумму в составе оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере, превышающем размер предоплаты, предусмотренный договором с поставщиком, НК РФ не противоречит.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 февраля 2018 г. № 03-07-13/1/9743 <Об НДС при предоставлении белорусской организацией права на использование ноу-хау на основании лицензионного договора>
    Местом реализации операций по предоставлению белорусской организацией на основании лицензионного договора права на использование ноу-хау российскому хозяйствующему субъекту признается территория Российской Федерации, и, соответственно, такие операции являются объектом обложения НДС в Российской Федерации.
    Вместе с тем не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим при предоставлении белорусской организацией права на использование ноу-хау на основании лицензионного договора российскому хозяйствующему субъекту исчислять НДС не следует.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 февраля 2018 г. № 03-07-11/9875 <О вычете НДС по оборудованию, требующему сборки и монтажа>
    Вычет сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении оборудования, требующего сборки и монтажа, производится после принятия к бухгалтерскому учету данного оборудования на счете 07 «Оборудование к установке» на основании счета-фактуры, выставленного продавцом, и при наличии соответствующих первичных документов.

    Информация Федеральной налоговой службы <О схеме по неуплате НДС при продаже драгметаллов>
    ВС РФ по делу № 305-КГ17-21801 (А40-124969/2016) подтвердил правомерность выводов налоговой инспекции, что банк продавал клиентам драгоценные металлы без уплаты НДС под видом предоставления займов.
    В ходе выездной проверки выяснилось, что банк заключал с клиентами договоры займа драгоценных металлов, однако фактически продавал им слитки без уплаты НДС. В подобных сделках были заинтересованы производители ювелирных изделий. Банк не согласился с выводом инспекции и обратился в суд.
    Суды трех инстанций установили, что клиент покупал у банка слиток золота, после чего банк номинально зачислял его на обезличенный металлический счет. Поскольку слиток фактически не покидал хранилище банка, сделка купли-продажи не облагалась НДС (согласно ст. 149 НК РФ). Такая схема позволяла банку продавать золото по цене ниже обычной.
    Затем клиент заключал второй договор. Брал взаймы у банка еще один слиток на короткий срок под залог того золота, которое было куплено клиентом ранее и все еще находилось на счете в банке. Клиент не возвращал полученный в заем слиток золота, и банк автоматически списывал в счет долга слиток с обезличенного металлического счета. Таким образом, клиент получал золото по стоимости ниже обычной, а банк не платил НДС с этой сделки.
    Суды подтвердили выводы налогового органа, что банк незаконно применял к этим сделкам льготы по НДС, установленные ст. 149 НК РФ, и обязан уплатить в бюджет более 8 млн руб. налога, а также пени и штрафы 3 млн руб.

    Решение Конституционного Суд Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года»
    3. Постановлением от 28 ноября 2017 г. № 34-П Суд дал оценку конституционности п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 и подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.
    Положения подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о возможности освобождения от обложения НДС оказываемых налогоплательщиком услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период стоянки в портах, а оспоренные положения п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ — как допускающие возможность начисления пени и привлечения к налоговой ответственности плательщика НДС при наличии письменных разъяснений других (помимо уполномоченных финансовых и налоговых) органов государственной власти по отдельным вопросам отраслевого законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах, однако связанного с его применением.
    КС РФ признал оспоренные положения подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не предполагают обложение НДС оказанных услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов, а также начисление пени и штрафов по данному налогу за периоды, предшествовавшие изменению толкования данной нормы судами применительно к указанному виду деятельности (с учетом действия налогового периода по НДС и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков), когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от уплаты данного налога.
    Спорные нормы п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ также были признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не предполагают уклонение от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах органов государственной власти, уполномоченных на дачу таких разъяснений, и исходят из необходимости обращения самих уполномоченных органов в иные государственные органы за получением дополнительных сведений по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, если эти сведения могут повлиять на исчисление размера налоговых обязательств налогоплательщиков.

    4. Налог на прибыль

    Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"»
    Изменениями, внесенными в ст. 309.1 НК РФ, до 1 марта 2019 г. продлен срок завершения процедур ликвидации КИК, при соблюдении которого и ряда других условий, доходы, полученные КИК от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) в пользу физического или юридического лица, признаваемого контролирующим лицом этой КИК, а также расходы КИК в виде цены приобретения ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) исключаются из прибыли (убытка) КИК.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. №03-03-06/1/7833 <О налогообложении в случае изменения стоимости ранее реализованных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав>
    Изменения показателей доходов или расходов, возникшие в связи с изменением цены ранее реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), учитываются в порядке, предусмотренном ст. 54 НК РФ, поскольку в результате таких изменений происходит искажение налоговой базы по налогу на прибыль за прошлый отчетный (налоговый) период.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. №03-03-06/1/7837 <Об учете в целях налога на прибыль суммы кредиторской задолженности, списываемой в связи с ликвидацией организации — поставщика товаров>
    При ликвидации организации — поставщика товаров, перед которой имеется кредиторская задолженность по поставленным ранее товарам, сумма кредиторской задолженности должна быть включена налогоплательщиком в состав внереализационных доходов.
    Сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на дату исключения из ЕГРЮЛ такой организации.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. №03-03-06/1/7862 <Об учете в целях налога на прибыль расходов на утилизацию товара, признанного неликвидным ввиду морального устаревания, отсутствия спроса на него и истекшего срока годности>
    По мнению Минфина России, если действующее законодательство Российской Федерации обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то такие расходы не могут рассматриваться как экономически необоснованные. В случае утилизации неликвидного товара необходимо подтвердить соответствующими документами соблюдение процедуры утилизации такого товара, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2018 г. № СД-4-3/3027@ <Об учете при налогообложении прибыли операций по предоставлению беспроцентных займов>
    В случае совершения сделки по предоставлению беспроцентного займа (исходя из ставки 0%), не признаваемой контролируемой в соответствии с НК РФ, положения абзаца третьего п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ не применяются. Соответственно, по указанным сделкам проценты признаются доходом согласно абзацу второму п. 1 ст. 269 НК РФ, то есть исходя из фактической ставки. Если ставка по займу предусмотрена в размере 0%, то доход в виде процентов по такому долговому обязательству отсутствует.
    Что касается учета при налогообложении прибыли иных доходов, полученных при совершении сделок по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми хозяйственными обществами, то, по мнению ФНС России, вопрос об их налогообложении может быть рассмотрен исходя из экономической сущности указанных доходов, порядка и условий их возникновения.

    5. Специальные налоговые режимы

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. № 03-11-06/2/8502 <Об учете в целях УСН расходов на оплату участия работников в конференциях для повышения квалификации и установления деловых связей>
    Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу может учитывать расходы, связанные с повышением квалификации работников, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. № 03-07-14/9470 <Об уплате НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, если счет-фактура не выставлен>
    Обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на продавца, применяющего УСН, только в случае выставления таким продавцом покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость. В связи с этим при невыставлении счета-фактуры продавцом, применяющим УСН, обязанности по уплате НДС в бюджет не возникает, в том числе если в договоре стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС.

    6. Прочие налоги и сборы
    Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"»
    В соответствии с поправками в ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации, при условии, что процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) завершена 1 марта 2019 г.
    Статья 220 НК РФ дополнена положением, согласно которому при реализации и (или) ином выбытии имущества (имущественных прав), полученного фактическим владельцем от номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ, налогоплательщик-декларант сумму фактически произведенных расходов в виде стоимости имущества (имущественных прав) определяет исходя из меньшей из следующих стоимостей:
    • документально подтвержденной стоимости указанного имущества (имущественных прав) по данным учета передающей стороны на дату передачи указанного имущества (имущественных прав);
    • рыночной стоимости указанного имущества (имущественных прав) на дату передачи имущества (имущественных прав), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

    Закон города Москвы от 21 февраля 2018 г. № 4 «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций"»
    НК РФ предусмотрено, что с 1 января 2018 г. льготы в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
    Данным Законом в г. Москве указанная льгота сохранена полностью в отношении всего движимого имущества, но только на 2018 год.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г., и утрачивает силу с 1 января 2019 г.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 25 октября 2017 г. № ММВ-7-11/822@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@»
    Внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2017 г. № 49266. Начало действия документа — с отчетности за 2017 год.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 11 января 2018 г. № БС-4-21/200 <Об исчислении налога на имущество организаций в отношении имущества, включенного в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, если в ЕГРН вносились изменения характеристик имущества>
    Главой 30 НК РФ не установлен особый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, включенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Перечень на начало налогового периода, в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в течение налогового периода изменений в части характеристик объекта (в том числе изменения его кадастрового номера, площади, кадастровой стоимости).
    ФНС России полагает, что указанные объекты подлежат обложению налогом на имущество организаций весь налоговый период по кадастровой стоимости на 1января соответствующего налогового периода (за исключением случаев, указанных в абзаце 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также случаев исключения объекта из Перечня (в том числе в судебном порядке) на соответствующую дату).

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 03-05-05-01/4964 <Об определении даты выпуска объекта движимого имущества, требующего монтажа, для целей применения льгот по налогу на имущество организаций>
    Под термином «выпуск» промышленной продукции в нормативных правовых актах Российской Федерации понимается «изготовление» продукции.
    По мнению Минфина России, дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.
    Следовательно, в отношении объекта движимого имущества, требующего монтажа, дата его выпуска определена датой изготовления производителем выпускаемой продукции, установленной на основании названных документов.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 2018 г. № 03-04-06/6138 <Об НДФЛ в отношении расходов на проезд и проживание физических лиц — исполнителей по гражданско-правовому договору>
    Оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте выполнения работ (оказания услуг) признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме.
    Суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.
    Если расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, то такой налогоплательщик имеет право на получение профессионального налогового вычета по НДФЛ в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 03-15-06/6579 <Об НДФЛ и страховых взносах при оплате питания работников на основании локального акта>
    1. Налог на доходы физических лиц
    Стоимость питания, оплаченного организацией за физических лиц, подлежит обложению НДФЛ. При возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме в виде оплаты за них питания организацией эта организация признается налоговым агентом в отношении таких доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. № 03-08-05/7126 <О критериях, применяемых для определения налогового статуса физического лица>
    Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, одобренное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 84, является основой при проведении переговоров по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения, поэтому при налогообложении доходов физического лица следует руководствоваться положениями соответствующего действующего соглашения.
    При проведении переговоров Российская Федерация также руководствуется положениями типовых моделей, рекомендованных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
    Согласно комментариям к указанным моделям для определения центра жизненных интересов принимаются во внимание семейные и социальные отношения физического лица, его профессиональная, политическая, культурная или иная деятельность, место его предпринимательской деятельности, место, из которого оно управляет своей собственностью, и т.д. Учитываются все обстоятельства в совокупности, при этом особое внимание уделяется соображениям, основанным на личных действиях этого физического лица.
    Критерий «центр жизненных интересов» используется исключительно для целей применения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения и только в случаях, когда исходя из национального законодательства договаривающихся государств физическое лицо будет признаваться налоговым резидентом в обоих этих государствах.
    Для определения налогового статуса физического лица в целях применения НК РФ применяются исключительно соответствующие положения самого Кодекса, согласно которым налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
    Иных критериев признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 207 НК РФ) в Кодексе не используется.
    Если с учетом приведенных положений физическое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации, использовать критерии, установленные в соответствующем соглашении об избежании двойного налогообложения, для признания лица налоговым резидентом Российской Федерации нельзя.

    Информация Федеральной налоговой службы от 19 февраля 2018 г. «Оданных для расчета коэффициента Кц за январь 2018 года»
    Утверждено значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), за январь 2018 года. Коэффициент применяется для расчета НДПИ при добыче нефти.
    Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья — 68,60 долл. США за баррель. Среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России, за все дни налогового периода — 56,7875; значение коэффициента Кц — 11,6621.

    Информация Федеральной налоговой службы <О представлении в электронном виде реестра, подтверждающего освобождение от уплаты акциза>
    Реестр, подтверждающий освобождение от уплаты акциза, можно заполнить в бесплатном приложении "Налогоплательщик — ЮЛ" и отправить в налоговую инспекцию через оператора электронного документооборота.
    Актуальная версия "Налогоплательщик — ЮЛ" размещена на сайте ФНС России.
    Изменения касаются налогоплательщиков, которые занимаются экспортом подакцизных товаров. Для подтверждения освобождения от уплаты акциза вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов на бумаге налогоплательщик может представить реестры в электронной форме.

    Информация Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3миллионов рублей для налогового периода 2018 года»
    Минпромторг России приводит перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей для налогового периода по транспортному налогу 2018 года.

    7. Страховые взносы

    Письмо Федеральной налоговой службы от 22 января 2018 г. № ГД-4-11/961 <О перерасчете сумм страховых взносов с 1 января 2017 г. плательщиками налога при УСН, ранее применявшими пониженные тарифы страховых взносов>
    Приказом Росстандарта от 31 января 2014 № 14-ст введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), а ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) утратил силу.
    В результате внедрения ОКВЭД 2, повлекшего реструктуризацию разделов ОКВЭД, по отдельным видам экономической деятельности, осуществляемым плательщиками страховых взносов до 1 января 2017 г., изменилось наименование вида экономической деятельности, некоторые из льготируемых до 1 января 2017 г. видов экономической деятельности включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
    Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ виды экономической деятельности, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, приведены в соответствие с кодами в ОКВЭД 2. Действие положений указанного подпункта (в редакции Закона №335-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
    Плательщики страховых взносов на УСН, которые исчисляли страховые взносы по общеустановленным тарифам в связи с введением ОКВЭД 2, ранее применявшие пониженные тарифы страховых взносов от осуществления указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности, классифицируемых по ОКВЭД 1, вправе произвести перерасчет сумм страховых взносов с 1 января 2017 г.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 января 2018 г. №03-04-06/5184 <О страховых взносах при оплате организацией стоимости квалификационного экзамена работника-оценщика>
    Сумма оплаты организацией-работодателем стоимости оценки квалификации работника, проводимой в форме квалификационного экзамена, не подлежит обложению страховыми взносами.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 03-15-06/6579 <Об НДФЛ и страховых взносах при оплате питания работников на основании локального акта>
    2. Страховые взносы
    Поскольку оплата питания работникам осуществляется работодателем за счет собственных средств на основе локальных нормативных актов организации, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимость такого питания подлежит обложению страховыми взносами.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 03-15-06/6672 <Об уплате страховых взносов и представлении расчетов по ним организацией, имеющей обособленные подразделения и централизованно начисляющей выплаты работникам>
    Организация, имеющая обособленные подразделения, не наделенные полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и осуществляющая централизованное начисление выплат всем своим работникам, уплачивает страховые взносы и представляет расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. № 03-15-06/7151 <О зачете сумм расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты страховых взносов по данному виду страхования>
    Плательщик страховых взносов при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством самостоятельно уменьшает сумму страховых взносов по данному виду страхования на сумму своих расходов на выплату страхового обеспечения.
    Если суммы расходов на выплату страхового обеспечения, в частности за август, превысили общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, плательщик при определении суммы страховых взносов по данному виду страхования вправе уменьшить суммы страховых взносов, подлежащих уплате за август и сентябрь и т.д., на сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения.

    Информация Федеральной налоговой службы <О таблицах соответствия кодов основания исчисления сумм страховых взносов>
    ФНС России разработала таблицы, применяемые при заполнении расчета по страховым взносам, содержащие систематизированную информацию в отношении различных категорий налогоплательщиков в части кодов тарифа, кодов застрахованного лица, тарифов страховых взносов, сроков их действия, также указаны максимально допустимый размер страховых взносов и нормы НК РФ, а именно:
    • Таблица соответствия кода тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование коду категории застрахованного лица;
    • Таблица соответствия кода тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признаку основания исчисления сумм страховых взносов по дополнительному тарифу.

    8. Налоговый контроль

    Приказ Федеральной налоговой службы от 6 февраля 2018 г. № ММВ-7-7/80@ «О внесении изменений в приказы ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ и от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@»
    Внесенными в Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@», предусмотрено, что к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, которые не подпадают под установленные критерии, но в отношении которых ФНС России принято решение об отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков и территориальных особенностях администрирования.
    Пункт 4 приказа ФНС России от 25 декабря 2017 г. № ММВ-7-7/1083@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@» дополнен положением, согласно которому в отношении организаций, состоящих на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8, а также в отношении организаций, у которых в соответствии с критериями отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, изменяется уровень налогового администрирования, положения данного приказа применяются с 12 февраля 2018 г.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 19 января 2018 г. № ЕД-4-2/889 <Об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок>
    Понятия, отраженные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, включая понятия «добросовестность» или «недобросовестность», и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу этого Закона, а также в рамках проведения выездных налоговых проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены после дня вступления в силу указанного Закона.
    ФНС России в связи со вступлением в силу ст. 54.1 НК РФ письмом от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ налоговым органам даны рекомендации по применению положений данной статьи. В письме определено, что по результатам налоговых проверок налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные обстоятельства со ссылкой на конкретный пункт ст. 54.1 НК РФ.
    В указанном письме, в частности, приведены характерные примеры искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности в целях уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика и т.д., а также обстоятельства, свидетельствующие об умышленных действиях налогоплательщика.
    Кроме того, ФНС России еще до вступления в силу положений Закона № 163-ФЗ направила письмо от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», в котором налоговым органам даны указания в ходе налоговых проверок оценивать на предмет получения необоснованной налоговой выгоды недобросовестность именно проверяемого налогоплательщика и совершенных им действий, а не его контрагентами. Налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе проведения налоговых проверок. Это письмо размещено на официальном сайте ФНС России.

    9. Ответственность

    Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
    Изменениями, внесенными в ст. 76.1. УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2018 г. деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, частями первой и второй ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии, что это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ, и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации
    Начало действия документа — 19 февраля 2018 г.

    Решение Конституционного Суд Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года»
    4. Постановлением от 4 декабря 2017 г. № 35-П Суд дал оценку конституционности ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.
    Спорная норма являлась предметом рассмотрения в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о возможности восстановления установленного 20-дневного срока для уплаты административного штрафа, назначенного в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, в размере половины суммы наложенного административного штрафа, в случае, когда постановление о назначении административного штрафа, направленное привлеченному к административной ответственности лицу заказным почтовым отправлением, поступило в его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения.
    КС РФ признал оспоренное положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой им исключается возможность восстановления установленного срока в указанном случае.
    Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений правоприменители, в том числе суды, не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса о возможности восстановления установленного срока по ходатайству привлеченного к административной ответственности лица в указанном случае.
    18. Постановлением от 8 декабря 2017 г. № 39-П Суд дал оценку конституционности положений ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК РФ и подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.
    Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку они служат нормативным основанием для решения вопроса о взыскании по искам прокуроров и налоговых органов с физических лиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, связанных с неуплатой налогов организацией, или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям, денежных сумм в счет возмещения вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований.
    КС РФ признал спорные нормы не противоречащими Конституции РФ, поскольку они:
    • предполагают возможность взыскания по искам прокуроров и налоговых органов о возмещении вреда, причиненного публично-правовым образованиям, денежных сумм в размере не поступивших в соответствующий бюджет от организации-налогоплательщика налоговых недоимок и пеней с физических лиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям, при установлении всех элементов состава гражданского правонарушения, притом что сам факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела не может расцениваться судом как безусловно подтверждающий их виновность в причинении имущественного вреда;
    • не могут использоваться для взыскания с указанных физических лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика;
    • не допускают, по общему правилу, взыскание вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований, в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней с физических лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений, до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении организации-налогоплательщика либо до того, как судом будет установлено, что данная организация является фактически недействующей и (или) что взыскание с нее либо с лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам, налоговой недоимки и пеней на основании норм налогового и гражданского законодательства невозможно (кроме случаев, когда судом установлено, что организация-налогоплательщик служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего ее физического лица);
    • предполагают правомочие суда при определении размера возмещения вреда, причиненного бюджету публично-правового образования физическим лицом, учитывать его имущественное положение (в частности, факт обогащения в результате совершения налогового преступления), степень вины, характер уголовного наказания, а также иные существенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного дела.

    10. Отчетность

    Приказ Федеральной службы государственной статистики от 16 февраля 2018 г.№ 75 «Об утверждении изменения в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденные приказом Росстата от 22 ноября 2017 г. № 772»
    Внесены изменения в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденные приказом Росстата от 22 ноября 2017 г. № 772.
    Установлено, что юридические лица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, представляют форму № П-1 независимо от средней численности работников. Одновременно указанные лица освобождаются от обязанности представлять форму № П-5(м).
    Приказ вступает в силу 1 марта 2018 г.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 11 января 2018 г. № АС-4-15/192@ <О представлении пояснений к налоговым декларациям и расчетам>
    НК РФ закреплена обязанность по представлению налогоплательщиком пояснений в электронной форме по утвержденному формату к налоговой декларации по НДС.
    НК РФ не ограничивает налогоплательщика в выборе способа представления пояснений к налоговым декларациям по иным налогам. Таким образом, пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде через оператора электронного документооборота.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 16 января 2018 г. № ГД-4-11/574 <Опредставлении расчета по страховым взносам с потерявшими актуальность персональными данными застрахованных лиц>
    Указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.
    Плательщику дана возможность представления расчета, в котором устранены выявленные несоответствия, в течение пяти дней с даты направления налоговым органом плательщику соответствующего уведомления в электронной форме.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2018 г. № ГД-4-11/1804@ «О порядке заполнения формы 6-НДФЛ при ликвидации»
    В случае формирования расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) при ликвидации организации — налогового агента с указанием в поле «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» значения «0», ФНС России считает возможным не заполнять поля «ИНН/КПП реорганизованной организации» в связи с тем, что указанная информация подлежит отражению в полях «ИНН» и «КПП».

    Письмо Федеральной налоговой службы от 19 февраля 2018 г. № ГД-4-11/3209@ <О представлении расчета по страховым взносам, в котором допущена ошибка при исчислении страховых взносов на ОМС>
    Наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование не является основанием для отказа в приеме расчета.
    Вместе с тем при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо представить в налоговый орган уточненный расчет.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2018 г. № СД-4-3/3475@ «О кодах показателей налоговых деклараций по акцизам»
    ФНС России в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в главу 22 «Акцизы» НК РФ, и отсутствием в действующих порядках заполнения налоговых деклараций по акцизам кодов показателей по отражению налогоплательщиком новых операций, в том числе операций по реализации (передаче), освобождению или возмещению подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, приводит рекомендуемые при заполнении раздела 2 соответствующих деклараций по акцизам коды показателей:

    Информация Федеральной налоговой службы <О начале второго этапа амнистии капиталов>
    Первого марта 2018 г. стартует второй этап амнистии капиталов — добровольного декларирования зарубежной недвижимости, ценных бумаг, банковских счетов, иностранных компаний, в том числе контролируемых через номинальных владельцев. Цель программы — обеспечить правовые гарантии сохранности капитала и имущества физическим лицам, в том числе за пределами России. Сведения, указанные в специальной декларации, признаются налоговой тайной.
    Для участников второго этапа амнистии капиталов сохраняется тот же объем гарантий, что предоставлялся в ходе первого этапа. Дополнительно можно будет декларировать счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 г., но и закрыты на дату представления специальной декларации при условии, что такие закрытые счета открывались до 1января 2018 г.
    Специальную декларацию можно представить в любую налоговую инспекцию или в центральный аппарат ФНС России на бумажном носителе лично либо через уполномоченного представителя. Форма специальной декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. Печатную форму декларации можно подготовить с помощью программного обеспечения (версия 4.56.4 программы «Налогоплательщик ЮЛ». Лица, подававшие специальную декларацию в ходе первого этапа амнистии капиталов, по желанию также смогут принять участие во втором этапе.

    11. Интеллектуальная собственность

    Информация Федеральной службы по интеллектуальной собственности «C"28февраля 2018 года заявителям предоставлена новая возможность получения охраны промышленных образцов в России и за рубежом путем подачи международной заявки по процедуре, предусмотренной Женевским актом Гаагского соглашения»
    Роспатент обращает внимание, что с 28 февраля 2018 г. заявителям предоставлена новая возможность получения охраны промышленных образцов в России и за рубежом путем подачи международной заявки по процедуре, предусмотренной Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов.
    Подача международной заявки дает заявителю следующие преимущества:
    • одна международная заявка заменяет множество соответствующих национальных и региональных заявок на различных языках;
    • пошлины уплачиваются в МБ ВОИС в одной валюте;
    • используется единая процедура регистрации, внесения в нее изменений, продления срока действия;
    • международная заявка может быть подана заявителем без назначения патентного поверенного.
    Российский заявитель может подать международную заявку как непосредственно в МБ ВОИС (прямая подача), так и через Роспатент.

    Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права использования наименования места происхождения товара. Утверждено Федеральной службой по интеллектуальной собственности
    Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права использования наименования места происхождения товара посвящено одному из интереснейших объектов интеллектуальной собственности, предназначенному прежде всего для производителей традиционных товаров, а именно наименованию места происхождения товаров (НМПТ).
    Цель руководства состоит в разъяснении сути и значения НМПТ для эффективного функционирования производителей товаров в хозяйственном обороте, необходимости регистрации и получения права использования НМПТ, а также возможных рисков для хозяйствующих субъектов в случае использования НМПТ с нарушением законодательства.
    Руководство имеет практическую направленность: в нем раскрыты пошаговые действия для оформления и подачи заявок на НМПТ, а также для получения свидетельств, удостоверяющих исключительное право использования НМПТ.
    Информация, содержащаяся в руководстве, не может заменить собой получение профессиональных юридических консультаций.
    Содержащиеся в руководстве разъяснения иллюстрируются примерами и изображениями НМПТ для лучшего восприятия особенностей этого средства индивидуализации.

    12. Хозяйственная деятельность

    Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14февраля 2018 г. № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет»
    Росприроднадзор разъясняет вопрос постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, в частности по вопросу постановки гаражей, используемых только для хранения, въезда и выезда автотранспорта.
    Указано, что объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
    Открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов.
    При осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.
    В случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19февраля 2018 г. № АА-10-01-32/3082 «О рассмотрении обращения»
    Росприроднадзор разъясняет вопрос исполнения расширенной ответственности производителей.
    Лица, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, а также импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации.
    Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, на период 2015—2017 гг. утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1886-р. Аналогичный Перечень на 2018—2020 гг. — распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.
    Нормативы утилизации отходов от использования товаров установлены распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2971-р.
    Нормативы утилизации отходов от использования товаров с 2015-го по 2017 год, установлены распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. № 2491-р. В связи с этим при сдаче отчетности за 2017 год следует руководствоваться нормативами утилизации, установленными распоряжением № 2491-р.

    Решение Конституционного Суд Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года»
    1. Постановлением от 26 октября 2017 г. № 25-П Суд дал оценку конституционности п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
    Оспоренная норма являлась предметом рассмотрения постольку, поскольку понимается в правоприменительной практике как позволяющая считать лицо, оказывающее услуги электронной почты, обладателем информации, которая содержится в электронных сообщениях, получаемых или отправляемых пользователями этих услуг через принадлежащий данному лицу интернет-сервис, что служит основанием для оценки действий гражданина, осуществившего передачу информации с адреса электронной почты, контролируемой лицом, которому на законных основаниях принадлежит данная информация, на свой (личный) адрес электронной почты, как нарушение им установленного правовыми (в том числе локальными) актами и (или) договорами запрета на такую передачу и, соответственно, для определения правовых последствий этих действий.
    Оспоренное положение было признано не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно:
    • не может рассматриваться как наделяющее правообладателя интернет-сервиса, с помощью которого осуществляются передача электронных сообщений и хранение информации, статусом обладателя информации в отношении сведений, содержащихся в сообщениях, получаемых или отправляемых пользователями по электронной почте, или в отношении информации, которую пользователи хранят с помощью данного интернет-сервиса;
    • позволяет рассматривать как нарушение прав и законных интересов обладателя информации действия гражданина, осуществившего — вопреки установленному правовыми, в том числе локальными, актами (с которыми гражданин был ознакомлен) и (или) договорами запрету — передачу информации с адреса электронной почты, контролируемой обладателем информации, на свой (личный) адрес электронной почты, если обладатель информации принял все необходимые меры, исключающие несанкционированный доступ к этой информации третьих лиц.
    6. В определениях от 9 ноября 2017 г. № 2511-О и № 2512-О Суд выявил смысл положений абзаца второго п. 9 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в соответствии с которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе ее полный запрет, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
    КС РФ указал, что установление запрета на оборот (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15% объема готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества (компоненты), означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не обладают полномочием по установлению указанного запрета на своей территории, в том числе в части полного запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков.

    13. Банковское законодательство

    Указание Центрального банка Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. №4618-У «О методике определения доли банковской деятельности в деятельности банковского холдинга»
    Указанием устанавливается методика определения доли банковской деятельности в деятельности банковского холдинга для отнесения объединения юридических лиц, включающего хотя бы одну кредитную организацию, к банковскому холдингу.
    Указание зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2018 г. № 49920 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

    Указание Центрального банка Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. №4619-У «О порядке и сроках раскрытия и представления банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности»
    Указанием устанавливаются порядок и сроки раскрытия головной организацией банковского холдинга (управляющей компанией банковского холдинга — в случае возложения на нее обязанностей головной организации банковского холдинга) консолидированной финансовой отчетности банковских холдингов и представления ее в Банк России.
    Указание зарегистрировано в Минюсте России 9 февраля 2018 г. N 49985 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
    Требования Указания к представлению аудиторского заключения по промежуточной консолидированной финансовой отчетности либо иного документа, составляемого по результатам проверки, проводимой аудиторской организацией, применяются начиная с отчетности за первое полугодие 2018 года.

    Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Утверждены Центральным банком Российской Федерации 16 февраля 2018 г. № 5-МР
    В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении клиентов-резидентов, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции, в развитие приведенных в методических рекомендациях Банка России от 21 июля 2017 г. №18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» подходов к оценке деятельности клиентов с использованием критерия признака уплаты налогов, в частности НДС, Банк России приводит информацию, полученную в рамках взаимодействия с ФНС России, а также по результатам своей надзорной деятельности.
    В целях оценки прозрачности деятельности клиентов с точки зрения дальнейшей уплаты сумм НДС в бюджет и подтверждения проведения клиентами сомнительных операций Банк России рекомендует кредитным организациям еженедельно анализировать операции клиентов на предмет соотношения объема денежных средств, поступивших на банковский счет клиентов с учетом НДС, и денежных средств, списанных с банковского счета клиентов без учета НДС.

    14. Антимонопольное законодательство

    Письмо Федеральной антимонопольной службы от 20 февраля 2018 г. №АК/11383/18 «Разъяснение по рынку рекламных услуг и рынку средств массовой информации»
    ФАС России в целях формирования единообразного подхода при оценке состояния конкуренции на рынках услуг по распространению рекламы и средств массовой информации (СМИ) сообщает следующее.
    Деятельность хозяйствующих субъектов на рынке СМИ целесообразно рассматривать в двух аспектах:
    • доведение информации до аудитории;
    • оказание рекламных услуг (размещение рекламы в СМИ).
    Главной целью лица, работающего на рынке СМИ, является доведение информации до аудитории. Деятельность на рынке СМИ предусматривает использование различных взаимозаменяемых форм периодического распространения массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания, Интернет) при доведении необходимой информации до аудитории.
    Учитывая данные обстоятельства, специалисты ФАС России не выделяют деятельность по теле-, радиовещанию, деятельность по изданию периодических печатных изданий, размещению информации в Интернете в самостоятельные рынки, а рассматривают деятельность хозяйствующих субъектов на рынке СМИ в целом.
    Также одним из основных направлений деятельности СМИ, непосредственно связанной с обеспечением информацией, является рекламная деятельность.
    Средства распространения рекламы различны: радио, телевидение, пресса, транспорт, сети электросвязи, реклама на почтовых отправлениях, средства наружной рекламы и информации.
    Цель размещения рекламы одна — привлечение внимания к объекту рекламы, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Таким образом, по функциональному назначению услуги в сфере телевизионной рекламы взаимозаменяемы иными видами услуг в сфере рекламы (услугами по размещению рекламы в эфире радиостанций, в периодических печатных изданиях, услугами по размещению рекламы на транспорте, с помощью сетей электросвязи, на почтовых отправлениях, на средствах наружной рекламы и информации).
    По мнению ФАС России, услуги по распространению рекламы в различных сегментах рекламного рынка носят взаимозаменяемый характер.
    Учитывая изложенное, ФАС России не выделяет оказание рекламных услуг в сфере телевидения, радио, прессы, наружной рекламы, Интернета в отдельные товарные рынки.
    Специалисты ФАС России определяют географические границы рынков СМИ и услуг по размещению рекламы в пределах территории Российской Федерации.

    Разъяснения Федеральной антимонопольной службы «По вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания»
    Законодателем урегулировано право заказчиков проводить совместные конкурсы или аукционы. Реализация данного права не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков. Основополагающим обстоятельством для проведения совместных конкурсов или аукционов являются закупки одних и тех же товаров, работ, услуг.
    Под «одними и теми же товарами» в данном контексте следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.
    Это понятие содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.
    В Обзоре подробно отражена практика применения и толкования судами положений ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками совместных закупок с приведением примеров товаров, имеющих единые родовые признаки или составляющих комплект таких товаров. По мнению ВС РФ, наличие у заказчиков единой цели не является достаточным основанием для проведения ими совместной закупки.
    ФАС России полагает необходимым учитывать позицию ВС РФ, отраженную в Обзоре, при проведении совместных закупок на поставку продуктов питания, а также не допускать включение в состав объекта совместной закупки поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой (например, поставку молочной и мясной продукции).

    15. Таможенное законодательство

    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2018 г.»
    Минэкономразвития России публикует результаты мониторинга цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья и расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении них:
    • мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), определенную по результатам мониторинга за период с 15 января 2018 г. по 14 февраля 2018 г. уровень цены — 483,7долл. США за тонну;
    • ставки вывозных таможенных на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 марта 2018 г., в том числе ставка пошлины на нефть сырую — 119,5 долл. США.

    16. Трудовое и миграционное законодательство

    Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. №134 «О внесении изменений в приложение к положению о Федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
    Внесенными в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, изменениями уточняются критерии отнесения деятельности работодателей к определенной категории риска.
    Предусмотрено, в частности, что при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года работодателю присваивается высокая категория риска.
    При отсутствии следующих случаев принимается решение о снижении категории риска:
    • смертельного травматизма (за три года);
    • тяжелого травматизма (за год);
    • факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год);
    • вступившего в силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ч. 1—4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (за год).
    Такое решение принимается не чаще чем 1 раз в год.

    Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2018 г. № 14-4/10/В-887 <О присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2018—2020 годы>
    Сообщается, что на федеральном уровне социального партнерства заключено Федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2018—2020 годы между Общественной организацией Профсоюз работников связи России, Минкомсвязи России, Роскомнадзором и Россвязью.
    Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Роструде 30 октября 2017 г., регистрационный № 19/18-20, размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
    Работодателям организаций связи и информационных технологий, не участвовавшим в заключении соглашения, предлагается присоединиться к нему. Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения такие работодатели не представят в Минтруд России мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

    Решение Конституционного Суд Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года»
    11. Постановлением от 7 декабря 2017 г. № 38-П Суд дал оценку конституционности положений ст. 129, частей первой и третьей ст. 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
    Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос об оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации).
    Спорные нормы были признаны КС РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в указанных местностях.

    17. Процессуальное законодательство

    Решение Конституционного Суд Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года»
    14. Постановлением от 17 октября 2017 г. № 24-П Суд дал оценку конституционности п. 5 части четвертой ст. 392 ГПК РФ.
    Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании суд первой инстанции решает вопрос о пересмотре вынесенного им по конкретному делу судебного постановления, вступившего в законную силу, в связи с новыми обстоятельствами, признавая в качестве таковых определение (изменение) практики применения правовой нормы, выраженное в определении судебной коллегии ВС РФ, которое вынесено по результатам рассмотрения другого дела в кассационном порядке.
    КС РФ признал оспоренное положение не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно не предполагает возможности отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении судебной коллегии ВС РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке.
    17. Постановлением от 6 декабря 2017 г. № 37-П Суд дал оценку конституционности абзаца тринадцатого ст. 12 ГК РФ и ч. 2 ст. 13 АПК РФ.
    Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании арбитражный суд при рассмотрении гражданского дела разрешает вопрос о проверке нормативного правового акта, включая утративший юридическую силу, на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о его применении, в том числе если о противоречии между этими актами заявляет лицо, участвующее в деле.
    КС РФ признал спорные законоположения не противоречащими Конституции РФ, поскольку они предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле (включая утративший юридическую силу), на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
    Дата
    Отправить заявку
    E-mail*
    ФИО
    Контактная информация (телефон, Skype, другие способы связи)
    Вопрос*
    Введите символы с картинки*
    * - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
    О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
    +7 495 737-53-53, добавочный 5100