Аналитика

Следуйте за нами

Обзор законодательства. 16-31 мая.

06.06.2018

Оглавление

  • Уплата и возврат налогов и сборов
  • Налог на добавленную стоимость
  • Налог на прибыль
  • Специальные налоговые режимы
  • Прочие налоги и сборы
  • Страховые взносы
  • Ответственность
  • Отчетность
  • Гражданское законодательство
  • Недвидимость / строительство
  • Природные ресурсы / энергетика
  • Интеллектуальная собственность
  • Хозяйственная деятельность
  • Ценные бумаги / Финансовый рынок
  • Банковское законодательство
  • Валютное законодательство
  • Антимонопольное законодательство
  • Таможенное законодательство
  • Трудовое и миграционное законодательство
  • Процессуальное законодательство
  • Разное

  • 1. Уплата и возврат налогов и сборов

    Приказ Федеральной налоговой службы от 19 марта 2018 г. № ММВ-7-8/153@ «Об утверждении Порядка зачета суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в счет возмещения ущерба, причиненного в результате преступлений, за совершение которых статьями 198—199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, в счет исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа»
    Утвержден Порядок зачета суммы денежных средств, перечисленных в бюджет в счет возмещения ущерба, причиненного в результате преступлений, за совершение которых статьями 198—199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, в счет исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа.
    Порядком устанавливаются правила зачета налоговым органом денежных средств, перечисленных в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства со счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) или со счета иного лица, в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых ст. 198— 199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, в счет исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника КГН.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2018 г. № 51222.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 14 мая 2018 г. № ММВ-7-8/256@ «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи»
    Утвержден Порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи.
    Решение о признании безнадежной к взысканию указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам и их списании принимает налоговый орган по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя).
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28 мая 2018 г. № 51201 и вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. № 03-02-08/26061 <О возможности уплаты платежей за иное лицо налогоплательщиком, операции по счету которого приостановлены решением налогового органа>
    НК РФ не предусмотрена возможность уплаты платежей, регулируемых НК РФ, налогоплательщиком, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, за иное лицо.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2018 г. № КЧ-4-8/7497@ <По вопросу направления территориальными органами ПФР документов, подтверждающих принятие мер взыскания задолженности по страховым взносам>
    ФНС России разъясняет, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов — организации либо индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах такого плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика.
    Следовательно, при отсутствии информации о расчетных счетах у плательщика страховых взносов в банках на момент вынесения территориальным органом ПФР решения о взыскании задолженности за счет имущества должника представление территориальными органами ПФР решения о взыскании за счет денежных средств на счетах плательщика не требуется.
    В случае представления территориальном органом ПФР оригинала вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности по страховым взносам либо подтверждения факта его нахождения на исполнении в территориальных органах ФССП России направление территориальными органами ПФР иных первичных документов, подтверждающих принятие мер взыскания данной задолженности, не требуется.

    2. Налог на добавленную стоимость

    Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 588 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость»
    Утвержден перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС.
    Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2018 г. № ЕД-4-15/7760 <О подписании электронного документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего счет-фактуру>
    Если при оформлении факта хозяйственной жизни составляется двусторонний (многосторонний) первичный учетный документ в электронной форме, то такой документ должен быть подписан электронными подписями обеих (всех) сторон сделки и замена подписи одной из сторон сделки на собственноручную подпись не соответствует требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

    Письмо Федеральной налоговой службы от 24 апреля 2018 г. № ЕД-4-15/7800 <О документальном подтверждении права на вычет НДС при ввозе товара в Россию, если таможенное декларирование и выпуск товаров осуществлялись в электронной форме>
    Отсутствие у налогоплательщика копии ЭТД на бумажном носителе, подтверждающей ввоз товаров на территорию Российской Федерации, полученной от таможенных органов, не препятствует реализации права на вычет сумм НДС, уплаченных таможенным органам по ввезенным товарам, при соблюдении соответствующих норм НК РФ.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 03-07-09/28071 <О выставлении счетов-фактур позже установленного срока>
    По мнению Минфина России счета-фактуры, выставленные исполнителем после пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 03-07-14/30461 <Об указании в счете-фактуре наименования покупателя без указания статуса ИП>
    Написание в строке 6 «Покупатель» счета-фактуры наименования покупателя без указания статуса индивидуального предпринимателя не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2018 г. № 03-07-11/33012 <Об НДС и налоге на прибыль при выпуске материальных ценностей из государственного резерва и поставке (закладке) их в государственный резерв>
    С 1 января 2018 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС операции по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
    Таким образом, при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва ответственные хранители и заемщики указанных товаров налоговыми агентами не признаются.
    Операции по поставке (закладке) материальных ценностей в государственный материальный резерв подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, и при исчислении ответственными хранителями суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при осуществлении таких операций, суммы НДС, предъявляемые поставщиками, принимаются к вычету.
    При осуществлении операций, связанных с выпуском материальных ценностей из государственного материального резерва и поставкой (закладкой) в государственной резерв аналогичной партии новых материальных ценностей (товарообменная операция), убытка для целей налога на прибыль не возникает.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 03-07-09/33573 <О принятии к вычету НДС налогоплательщиком, перечислившим суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии счета-фактуры и копии договора с приложениями к нему>
    Для принятия к вычету НДС по оплате, частичной оплате у налогоплательщика должны быть в наличии счета-фактуры, выставленные продавцом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты, и копии договора с приложениями к нему, предусматривающими перечисление указанных сумм.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 28 мая 2018 г. № СД-4-3/10171@ «О направлении письма Минфина России от 15.05.2018 № 03-07-15/32532»
    ФНС России направляет письмо Минфина России от 15 мая 2018 г. № 03-07-15/32532 по вопросу применения банком НДС при уступке прав требования денежных средств, уплаченных бенефициару при исполнении банком обязательств по соглашению о выдаче банковской гарантии.
    При исполнении банком обязательства по соглашению о выдаче банковской гарантии осуществляется в том числе уплата бенефициару определенной суммы денежных средств.
    Если соглашением о выдаче банковской гарантии предусмотрено возмещение принципалом банку суммы денежных средств, уплаченных бенефициару, то при уступке банком прав требования денежных средств, уплаченных бенефициару при исполнении банком обязательства по соглашению о выдаче банковской гарантии, налоговая база по НДС определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного банком при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.
    Если сумма дохода, полученного банком при уступке указанных прав требования, не превышает размер денежного требования, права по которому уступлены, то налоговая база и сумма НДС признаются равными нулю.

    3. Налог на прибыль

    Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 115-ФЗ «О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и протокола к ней»
    Ратифицирована Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокол к ней, подписанные в городе Брюсселе 19 мая 2015 г., со следующим заявлением:
    «Российская Федерация исходит из того, что Королевство Бельгия является субъектом международного публичного права, который несет ответственность за добросовестное и полное выполнение обязательств Бельгийской Стороны, предусмотренных Конвенцией между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протоколом к ней».

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 03-03-06/1/31264 <О применении ставки по налогу на прибыль 0% при реализации или ином выбытии (погашении) акций российской организации в случае ее реорганизации в форме преобразования>
    Ставка 0% применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.
    В силу того, что при преобразовании возникает новое юридическое лицо (организация), такая организация будет являться новым налогоплательщиком, следовательно, названный пятилетний срок будет исчисляться для вновь созданной организации-налогоплательщика. Течение срока в указанном случае начинается не ранее даты внесения записи о создании российской организации налогоплательщика в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ.
    Для участника общества с ограниченной ответственностью в случае реорганизации такого общества в организационно-правовую форму акционерного общества указанное означает, что срок владения для целей применения ставки налога на прибыль в размере 0% будет исчисляться с момента вновь созданной организации-налогоплательщика.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 03-12-12/2/31178 <Об определении статуса иностранного лица в целях налогообложения прибыли КИК>
    Налогоплательщик определяет факт, является ли конкретное иностранное лицо иностранной организацией (юридическим лицом по своему личному закону) либо иностранной структурой без образования юридического лица, на основе доступных налогоплательщику сведений о правовых основах деятельности иностранного лица, включая законодательство иностранного государства, в соответствии с которым такое иностранное лицо было создано (учреждено, образовано), в части определения соответствия характеристик такого лица положениям ст. 11 НК РФ.
    Иностранной структурой без образования юридического лица признается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 03-03-06/1/31986 <Об амортизации для целей налога на прибыль ОС, полученных в качестве вклада в имущество организации>
    Поскольку при получении объекта основных средств в качестве вклада в имущество у организации-получателя не возникает налогооблагаемого дохода, этот объект принимается к учету у получающей организации по первоначальной стоимости, равной нулю. Если были понесены расходы на доставку и доведение до состояния, в котором объект пригоден для использования, и иные аналогичные расходы, первоначальная стоимость полученного имущества формируется исходя из фактически понесенных затрат.
    Амортизация по амортизируемым основным средствам, в том числе полученным в качестве вклада в имущество, исчисляется в порядке, предусмотренном НК РФ.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 03-03-06/1/31991 <Об амортизации ОС, полученных при ликвидации дочерней организации, и учете расходов в виде капитальных вложений в них в целях налога на прибыль>
    Если имущество, полученное в результате ликвидации дочернего общества, отвечает критериям, установленным ст. 256 НК РФ, такое имущество может быть включено в состав амортизируемого имущества.
    По мнению Минфина России, налогоплательщик не имеет права включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, полученных в результате ликвидации дочерней организации, так как у него отсутствуют расходы на приобретение этих основных средств.

     4. Специальные налоговые режимы Письмо Федеральной налоговой службы от 21 мая 2018 г. № СД-4-3/9598@ <Об уменьшении суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов>

    Налогоплательщик в случае уплаты страховых платежей (взносов) и пособий в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, вправе уменьшить сумму единого налога на сумму страховых взносов в том налоговом периоде, в котором они уплачены в пределах исчисленных сумм. Суммы страховых взносов, исчисленные за предыдущие налоговые периоды, но уплаченные в текущем налоговом периоде, также могут быть учтены в текущем налоговом периоде при уменьшении единого налога.

    5. Прочие налоги и сборы

    Письмо Федеральной налоговой службы от 7 мая 2018 г. № БС-4-11/8635@ <О получении налоговым агентом уведомления о подтверждении права на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных иностранным гражданином фиксированных авансовых платежей>
    В порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ, исчисляется сумма и уплачивается НДФЛ от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации отдельными категориями иностранных граждан на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
    ФНС России обращает внимание, что иного порядка выдачи налоговому агенту уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей не предусмотрено действующим законодательством. В частности, не допускается истребование налоговыми органами у налоговых агентов документов, необходимых для выдачи уведомления.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2018 г. № БС-4-3/8937@ «О налоге на добычу полезных ископаемых»
    При определении стоимости единицы добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ за конкретный налоговый период следует учитывать весь объем реализованного в конкретном налоговом периоде полезного ископаемого и всю выручку от его реализации, независимо от налогового периода фактической добычи реализованного полезного ископаемого.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2018 г. № 03-08-05/31785 <Об НДФЛ при получении физическим лицом — налоговым резидентом Великобритании доходов от отчуждения долей участия в российском юридическом лице>
    Доходы от отчуждения долей участия в российском юридическом лице, получаемые физическим лицом, которое являлось резидентом Российской Федерации и которое стало налоговым резидентом Великобритании, в любое время в течение пяти лет до момента отчуждения имущества, могут облагаться налогом в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
    В связи с этим российские организации — налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 16 мая 2018 г. № БС-4-11/9257@ <По вопросу обложения НДФЛ и страховыми взносами сумм ежемесячной компенсации организацией на основании коллективного договора расходов работников на питание>
    ФНС России направляет письмо Минфина России от 10 мая 2018 г. № 03-04-07/31223 по вопросу обложения НДФЛ и страховыми взносами сумм ежемесячной компенсации организацией на основании коллективного договора расходов работников на питание.
    1. Налог на доходы физических лиц
    Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм возмещения организацией своим работникам расходов на питание, ст. 217 НК РФ не содержит, и указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.
    2. Страховые взносы
    Поскольку организация выплачивает работникам компенсацию их расходов на питание на основании локального нормативного акта, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, такая компенсация подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 16 мая 2018 г. № БС-4-21/9256 «О применении пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации»
    ФНС России направляет разъяснения Минфина России от 14 мая 2018 г. № 03-05-04-01/32171 о применении п. 3 ст. 380 НК РФ в отношении объектов, поименованных в Перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504 (в части магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой их технологической частью).
    Минфин России считает, что установленные п. 3 ст. 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций применяются в отношении поименованных в Перечне № 504 объектов, относящихся к магистральным трубопроводам и к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой их технологической частью, вне зависимости от осуществления вида экономической деятельности или статуса организации.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 16 мая 2018 г. № СД-4-3/9271@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2018 года»
    ФНС России доводит данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за апрель 2018 г.:
    · средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья — 69,10 долл. США за баррель;
    · среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России, за все дни налогового периода — 60,4623;
    · значение коэффициента Кц — 12,5326.

    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, на период с 1 по 30 апреля 2018 года»
    Минэкономразвития России приводит следующие средние за истекший налоговый период (с 1 по 30 апреля 2018 г.) цены на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья:
    · средние цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
    · средние цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
    · средняя оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок (4210,79 руб. за тыс. куб. метров);
    · средние цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

    6. Страховые взносы

    Решение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года»
    1. Постановлением от 17 января 2018 г. № 3-П Суд дал оценку конституционности ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 20 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"».
    Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о привлечении с 1 января 2017 г. плательщиков страховых взносов к ответственности за непредставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР, ФСС РФ, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
    Спорные нормы были признаны КС РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они предполагают, что применение ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ с 1 января 2017 г. к деяниям, совершенным до этой даты, т.е. во время действия данного законоположения, допустимо только в том случае, если исчисленный в соответствии с названным законоположением размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ. В ином случае применению к соответствующим деяниям подлежит п. 1 ст. 119 НК РФ.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 03-15-06/31230 <О применении пониженных тарифов страховых взносов резидентом свободного порта Владивосток>
    Если плательщик страховых взносов имеет статус резидента свободного порта Владивосток, то он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в пользу физических лиц, занятых в видах деятельности, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 11 мая 2018 г. № БС-4-11/8968 <О страховых взносах при оплате обратного проезда из места командировки после проведения отпуска>
    ФНС России разъясняет, что при оплате плательщиками страховых взносов — организациями расходов на командировки работников не подлежат обложению страховыми взносами фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
    Если после выполнения служебного поручения работник из командировки не возвращается, а остается для проведения отпуска, днем окончания командировки работника следует считать последний день перед отпуском.
    Таким образом, если работник остался в месте командировки для проведения ежегодного оплачиваемого отпуска, то оплата обратного билета рассматривается как оплата проезда работника из места проведения отпуска к месту работы. НК РФ не содержит норм об исключении таких сумм из базы для начисления страховых взносов. Оплата обратного проезда является выплатой, производимой в рамках трудовых отношений.
    По мнению ФНС России, оплата обратного проезда из места командировки после проведения отпуска является объектом обложения страховыми взносами в общеустановленном порядке.

    7. Ответственность

    Решение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года»
    2. Постановлением от 6 февраля 2018 г. № 6-П Суд дал оценку конституционности положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
    Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании разрешается вопрос о возможности освобождения от налоговой ответственности налоговых агентов, которые, своевременно представив в налоговый орган отчетные документы (расчеты) по НДФЛ без ошибок и искажений, просрочили перечисление удержанной суммы налога, но самостоятельно уплатили недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанной суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки.
    Спорные нормы были признаны КС РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.

    8. Отчетность

    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 марта 2018 г. № 41н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"»
    В соответствии с приказом Минфина России организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом от 6 марта 2018 г. № 41н, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.
    Кроме того, форма отчета о целевом использовании средств дополнена графой «Пояснения» и в примечании к данной форме предусмотрено, что в этой графе указывается номер соответствующего пояснения. Информация о доходах и расходах, движении денежных средств раскрывается с учетом существенности применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств соответственно,
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2018 г. № 51103 и вступает в силу 27 мая 2018 г.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 7 мая 2018 г. № БС-4-21/8648@ «О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по земельному налогу»
    ФНС России направляет для использования в практической работе контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации по земельному налогу, утвержденной приказом ФНС России от 2 марта 2018 г. № ММВ-7-21/118@.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 14 мая 2018 г. № БС-4-21/9061 «Об отражении в декларации (авансовом расчете) по налогу на имущество организаций капитальных вложений в виде неотделимых улучшений в арендованные объекты недвижимости»
    Произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества) учитываются арендатором до их выбытия в качестве основных средств. В связи с этим капитальные вложения, произведенные арендатором в виде неотделимых улучшений в арендованные объекты недвижимого имущества, учтенные в качестве основных средств арендатора, подлежат обложению налогом на имущество организаций до их выбытия и подлежат отражению в разделе 2.1 налоговой декларации (налогового расчета по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций.

    Письмо Федеральной службы государственной статистики от 17 мая 2018 г. № 04-04-4/48-СМИ «О представлении статистической отчетности»
    Росстат направляет разъяснения по вопросам представления респондентами статистической отчетности.
    В Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения, которые являются их неотъемлемой частью, как правило, приводится порядок представления (или порядок непредставления) отчета в случае отсутствия соответствующих явлений в деятельности юридического лица, в том числе о возможности представления отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде.
    Действия респондентов при направлении отчета с нулевыми показателями или информационного письма об отсутствии показателей в адрес территориального органа Росстата законны, и респондент не может быть привлечен к административной ответственности.

    9. Гражданское законодательство

    Федеральный закон от 23 мая 2018 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»
    Глава IV Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнена статьей 34.1 «Обязательность открытия публичных депозитных счетов», которой предусматривается, что российские кредитные организации, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем 20 млрд руб., не вправе отказать в заключении договора публичного депозитного счета нотариусу, службе судебных приставов, суду и иным органам или лицам, которые в соответствии с федеральным законом могут принимать денежные средства в депозит.
    Ряд изменений внесен в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I.
    Определены размеры нотариальных тарифов:
    · за принятие на депонирование нотариусом на основании ст. 88.1 Основ указанных в этой статье объектов, за исключением денежных средств, названных ниже, — 0,5% принятой денежной суммы, рыночной стоимости ценных бумаг или заявленной депонентом стоимости имущества, но не менее 1000 руб.;
    · за принятие на депонирование нотариусом на основании ст. 88.1 Основ денежных средств в целях исполнения обязательств сторон по сделке, удостоверенной нотариально, — 1500 руб.
    Дополнением части первой статьи 48 предусмотрено, что нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если у нотариуса отсутствует возможность обеспечения сохранности движимых вещей, передаваемых нотариусу на депонирование на основании ст. 88.1 Основ.
    Уточняются положения, которыми регламентируется порядок принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг, а также возврата денежных сумм и ценных бумаг лицу, внесшему их в депозит.
    Глава XV дополнена статьей 88.1 «Депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг».
    Закон вступает в силу 1 июня 2018 г.
    Публичные депозитные счета, указанные в параграфе 4 главы 45 ГК РФ, подлежат открытию в срок не позднее 20 рабочих дней со дня вступления в силу Закона.
    В случаях внесения в депозит нотариуса денежных средств до дня вступления в силу Закона предусмотренный частью восьмой ст. 87 Основ срок подлежит применению и начинает течь со дня вступления в силу Закона.

    Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"»
    Внесены изменения в статью 327 «Исполнение обязательства внесением долга в депозит» части первой ГК РФ.
    Признано утратившим силу положение, в соответствии с которым соглашением между кредитором и должником может быть предусмотрена обязанность должника исполнить обязательство по передаче денег или ценных бумаг путем внесения долга в депозит нотариуса.
    Статья дополнена пунктом 4, согласно которому в случае передачи нотариусу на депонирование движимых вещей (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг на основании совместного заявления кредитора и должника к таким отношениям подлежат применению правила о договоре условного депонирования (эскроу), поскольку иное не предусмотрено законодательством о нотариате и нотариальной деятельности.
    Кроме того, внесены поправки в Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации».
    Закон вступает в силу 1 июня 2018 г.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года»
    17. Определением от 13 февраля 2018 г. № 117-О Суд выявил смысл положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064 и статьи 1072 ГК РФ.
    На основании оспоренных положений решается вопрос о взыскании убытков, причиненных в результате ДТП, с непосредственного причинителя вреда, если такой вред превышает предельный размер страховой выплаты, осуществляемой в рамках упрощенного порядка оформления ДТП.
    КС РФ отметил, что, оформляя документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения бланка извещения о ДТП, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов о ДТП. Соответственно, потерпевший, заполняя бланк извещения о ДТП, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда.

    10. Недвижимость / строительство

    Решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. № АКПИ18-142 <О признании недействующим положения Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости>
    Абзац второй пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263, признан не действующим с 2 июня 2016 г. в той мере, в какой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии данное нормативное положение признает необходимым представление положительного экспертного заключения (экспертных заключений), соответствующего требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, для случая принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

    11. Природные ресурсы / энергетика

    Приказ Министерство энергетики Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. № 306 «О внесении изменений в перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденный приказом Минэнерго России от 15 марта 2016 г. № 179»
    Минэнерго России утверждены изменения в перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений.
    В частности, перечень дополнен диапазоном измерений и предельно допустимыми относительными погрешностями измерений объема природного газа в рабочих условиях сетей газораспределения и газопотребления низкого давления и измерений массы производимого, отгружаемого (разгружаемого) для транспортировки (по итогам транспортировки), хранимого, потребляемого сжиженного природного газа, а также измерений массы газового конденсата стабильного при выпуске в обращение после получения, хранении, погрузке (выгрузке) для (после) транспортировки и измерений массы нестабильных углеводородных сред при транспортировке, хранении и распределении.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2018 г. № 51119.

    12. Интеллектуальная собственность

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года»
    15. Суд дал оценку конституционности положений п. 4 ст. 1252, ст. 1487, п. 1, 2 и подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ в Постановлении от 13 февраля 2018 г. № 8-П.
    Положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос о привлечении к ответственности лица за нарушение исключительного права на товарный знак посредством ввоза соответствующих товаров на территорию Российской Федерации без согласия обладателя данного исключительного права для их введения в гражданский оборот.
    КС РФ признал эти положения не противоречащими Конституции РФ, поскольку:
    · закрепленный федеральным законодателем национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация;
    · не исключается правомочие суда отказать полностью или частично в применении последствий ввоза на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя товарного знака конкретной партии товара, на котором товарный знак размещен самим правообладателем или с его согласия и который законно выпущен в оборот за пределами Российской Федерации, в тех случаях, когда в силу недобросовестности поведения правообладателя товарного знака применение по его требованию таких последствий может создать угрозу для жизни и здоровья граждан, иных публично значимых интересов. Следование правообладателя товарного знака режиму санкций против Российской Федерации, ее хозяйствующих субъектов, установленных каким-либо государством вне надлежащей международно-правовой процедуры и в противоречии с многосторонними международными договорами, участником которых является Российская Федерация, выразившееся в занятой правообладателем позиции в отношении российского рынка, может само по себе рассматриваться как недобросовестное поведение;
    · не предполагается применение при ввозе на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя товарного знака партии товара, на котором товарный знак размещен им или с его согласия, таких же по размеру (тяжести последствий) мер гражданско-правовой ответственности, как при ввозе поддельного (на котором товарный знак размещен не правообладателем и не с его согласия) товара, если по обстоятельствам конкретного дела это не влечет для правообладателя убытков, сопоставимых с убытками от введения в оборот поддельного товара;
    · товары, на которых товарный знак размещен самим правообладателем или с его согласия, ввезенные на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя, могут быть изъяты из оборота и уничтожены в порядке применения последствий нарушения исключительного права на товарный знак лишь в случае их ненадлежащего качества и (или) для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    13. Хозяйственная деятельность

    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2017 г. № 470 «Об утверждении Правил учета плавучих объектов»
    Утверждены Правила учета плавучих объектов.
    Правилами устанавливается порядок учета плавучих объектов, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации.
    Учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта с целью обобщения информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты.
    Плавучие объекты подлежат учету в реестре, который ведет орган учета на бумажных и электронных носителях. Учету подлежит каждый плавучий объект.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2018 г. № 51218.

    Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О возможности получения в электронном виде результата услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений»
    Роспотребнадзор сообщает о возможности получения в электронном виде результата услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
    Электронный вид СЭЗ формируется для заявлений, направленных начиная с 21 мая 2018 г. путем заполнения электронной формы запроса на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) ( https://www.gosuslugi.ru).
    Получить электронный вид СЭЗ можно через единый ресурс Роспотребнадзора ( http://epgu.edoc.rospotrebnadzor.ru/), указав реквизиты заявки и оформленный документ (СЭЗ), информация о которых автоматически предоставляется заявителю по факту закрытия заявки на ЕПГУ.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года»
    4. Определением от 16 января 2018 г. № 10-О Суд выявил смысл положений ст. 2 и 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и п. 4 Указа Президента РФ «О свободе торговли».
    Оспоренными положениями определяются, в частности, особенности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По мнению заявителей, спорные нормы, обязывая осуществлять разносную торговлю исключительно в местах, установленных схемами размещения нестационарных торговых объектов, по существу запрещают занятие разносной торговлей путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.
    КС РФ указал на недопустимость распространения на сферу разносной торговли утверждаемых органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности. Оспоренные положения не предполагают запрета на осуществление разносной торговли в местах, не включенных органами местного самоуправления в разрабатываемую и утверждаемую ими схему размещения нестационарных торговых объектов.

    14. Ценные бумаги / Финансовый рынок

    Информация Центрального банка Российской Федерации от 28 мая 2018 г. «О кросс-сделках участников рынка»
    Банк России в ходе мониторинга торговой активности участников рынка на организованных торгах выявляет кросс-сделки, которые могут быть квалифицированы как недобросовестная практика, и обращает внимание участников рынка на следующее.
    Сделки, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, могут приводить к существенным отклонениям параметров торгов. В совокупности это может квалифицироваться как манипулирование рынком, если сделки совершены на организованных торгах на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, и если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов.
    Банк России рекомендует участникам рынка при разработке алгоритмических торговых систем учитывать риски, возникающие вследствие заключения кросс-сделок на организованных торгах.
    Участникам торгов при направлении организатору торговли заявления о предоставлении клиентам права на заключение кросс-сделок рекомендуется предварительно изучить вопрос о необходимости и целесообразности предоставления такого права. Если такое право предоставляется клиенту — иностранной компании, оказывающей услуги на финансовом рынке третьим лицам, участнику торгов рекомендуется изучить вопрос о возможности регистрации у организатора торговли клиентов второго уровня для разделения лиц, в интересах которых совершаются сделки.

    15. Банковское законодательство

    Информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № ИН-06-59/28 «О рекомендациях к печати документов, подтверждающих совершение операции с использованием банкоматов»
    В целях обеспечения защиты прав плательщиков — физических лиц Банк России рекомендует кредитным организациям осуществлять печать платежного документа на бумажном носителе, при которой реквизиты, содержащиеся на подтверждающем документе, остаются четкими и легко читаемыми (устойчивость изображения) в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе. Банк России полагает целесообразным использование термочувствительной чековой ленты, обеспечивающей длительную устойчивость изображения, а также регулярный контроль состояния чекового принтера.
    Одновременно Банк России, учитывая социальный характер платежей в пользу организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, рекомендует кредитным организациям обеспечить возможность плательщику, оплачивающему такие услуги, бесплатно получить в кредитной организации копию подтверждающего документа (по запросу).

    16. Валютное законодательство

    Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    Изменениями в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к числу разрешенных валютных операций между резидентами отнесены операции, связанные с получением в порядке наследования валютных ценностей и с передачей валютных ценностей наследственным фондом выгодоприобретателям наследственного фонда.
    Кроме того, валютные операции по получению валютных ценностей в качестве выгодоприобретателя наследственного фонда могут проводить физические лица — резиденты без открытия банковских счетов в уполномоченных банках.
    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дополнен порядком государственной регистрации наследственного фонда при его создании: государственная регистрация при создании наследственного фонда осуществляется по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, по месту нахождения этого нотариуса.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 4 апреля 2018 г. № ОА-4-17/6361@ «О вступлении в силу Федеральных законов от 05.02.2018 № 8-ФЗ и 07.03.2018 № 44-ФЗ»
    ФНС России сообщает, что 18 марта 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"», подготовленный в целях обеспечения возможности получения выполняющими свои обязанности за пределами России физическими лицами — резидентами выплат в иностранной валюте по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем перечисления на счета (вклады), открытые таким физическим лицам — резидентам в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, а также выплаты заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц — резидентов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.
    Законом № 44-ФЗ ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» дополнена п. 26, которым предоставляется возможность осуществления операции по выплате находящимся за пределами территории России гражданам Российской Федерации заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением ими за пределами России своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключенным с юридическими лицами — резидентами, в иностранной валюте.
    Сумма указанной выплаты, может быть зачислена на счета резидентов — физических лиц, открытые в банках за пределами Российской Федерации.
    Согласно новому п. 27 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ на счета определенного рода физических лиц — резидентов в уполномоченных банках на территории России, открытые им в соответствии со служебными контрактами (трудовыми договорами), могут быть переведены выплаты в иностранной валюте за выполнение своих обязанностей за пределами России.
    Также Законом № 44-ФЗ внесено изменение в п. 2 и 3 ч. 6.1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, которым разрешены валютные операции по выплате заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц — резидентов, находящихся за пределами Российской Федерации, а также по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных сотрудников на территорию страны местонахождения филиалов и за ее пределы, за исключением России, через счета таких филиалов, открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Ранее осуществление подобной валютной операции было разрешено только в отношении сотрудников представительств юридических лиц — резидентов.
    Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 16 февраля 2018 г., в положения Трудового кодекса Российской Федерации внесено изменение, согласно которому в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, заработная плата может выплачиваться в иностранной валюте.

    17. Антимонопольное законодательство

    Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 608 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005»
    Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».
    Поправками в Правилах ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий и Правилах формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в частности, предусмотрено, что в реестр включаются банковские гарантии, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    Постановление вступает в силу 1 июня 2018 г., за исключением положения, вступающего в силу 1 июля 2018 г.

    Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2018 г. № ИА/37283/18 «О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы»
    ФАС России разъясняет ряд вопросов выявления и пресечения фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы.
    Указано, в частности, что в муниципальных образованиях имеют место случаи установки и эксплуатации рекламных конструкций на частных территориях с нарушением Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»:
    · рекламные конструкции установлены не на тех местах, на которые выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (в большинстве случаев смещение рекламных конструкций происходит в сторону полосы отвода автомобильной дороги), то есть по сути рекламные конструкции эксплуатируются без действующих разрешений;
    · конструкции установлены без соответствующих договоров с собственниками земельных участков;
    · рекламные конструкции не включены в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований.
    Указанные действия могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере наружной рекламы и свидетельствуют о признаках нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции.
    В случае выявления фактов незаконной установки рекламных конструкций, в том числе на недвижимом имуществе, находящемся в частной собственности, необходимо принимать меры антимонопольного реагирования, предусмотренные антимонопольным законодательством.

    Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.
    ВС РФ изучил судебную практику арбитражных судов и поступившие от судов вопросы, связанные с применением положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе возникающие при заключении, изменении, расторжении договоров, их исполнении.
    Как показало изучение практики, для правильного разрешения указанной категории споров большое значение имеет надлежащее определение судами соотношения норм Закона о закупках, ГК РФ, Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принятых в соответствии с ними и утвержденных с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовых актов, регламентирующих правила закупки.
    Поскольку в силу ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из заключенных договоров, суды должны применять нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм — непосредственно нормами ГК РФ. В рамках применения указанных норм судам также необходимо учитывать содержащиеся в Законе № 223-ФЗ принципы осуществления закупочной деятельности и особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения отдельных видов договоров.
    В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, с применением положений Закона о закупках Суд выработал следующие правовые позиции.
    Информационное обеспечение закупки и установление измеряемых требований к участникам закупки
    1. Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.
    2. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке.
    3. При описании предмета закупки ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания являются допустимыми.
    4. Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
    5. Информационное обеспечение закупки предусматривает необходимость предоставления доступа к документации о закупке, содержащей с достаточной степенью детализации порядок и критерии оценки, сопоставления заявок.
    Реализация принципов осуществления закупочной деятельности
    6. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
    7. Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
    8. Установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.
    9. Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции.
    10. Включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.
    11. Представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции.
    12. Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика удерживать сумму обеспечения заявки в случае, когда участником нарушены условия участия в закупке, в том числе путем представления им заведомо недостоверной информации, такое удержание представляет собой меру ответственности. В результате удержания заказчик должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным участником.
    13. При признании торгов и договора, заключенного с победителем торгов, недействительными по основаниям, связанным с нарушением заказчиком ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие негативных последствий для лица, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
    14. Если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
    Заключение и изменение договора
    15. Заключение договора по результатам закупки до истечения десятидневного срока обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции) свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика.
    16. Изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
    Контроль при осуществлении закупок
    17. Жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика подлежат рассмотрению в процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по основаниям, которые установлены ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
    18. Антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиками Закона о защите конкуренции.
    19. Несоразмерность мер, установленных для заказчика в предписании антимонопольного органа, может служить основанием для вывода о незаконности предписания и признания его недействительным.
    20. Заявление заказчика и/или победителя о недействительности договора и применении последствий его недействительности (требование, предъявленное в суд, возражение против иска и т.п.) не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заявителя, а предъявление иска направлено на уклонение от исполнения договорного обязательства.
    Иные вопросы
    21. В случае противоречия между содержанием положения о закупке и документации о закупке применению подлежит положение о закупке.
    22. Организации, в отношении которых введено конкурсное производство, освобождаются от применения положений Закона о закупках в части, связанной с необходимостью проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

    18. Таможенное законодательство

    Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. № 82 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»
    Положением устанавливаются особенности определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС, операций по переработке для внутреннего потребления и подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии с п. 1 ст. 170 и п. 1 ст. 195 ТК ЕАЭС, а также отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров и подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии с п. 4 ст. 250 ТК ЕАЭС.
    Таможенная стоимость перечисленных отходов определяется на основании главы 5 ТК ЕАЭС с учетом особенностей, предусмотренных данным Положением.

    Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»
    Решением Коллегии определен порядок расчета дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров. В частности, предусмотрено, что
    · если дополнительные начисления, указанные в подп. 1—3, 6 и 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления;
    · если дополнительные начисления, указанные в подп. 4 и 5 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого наименования товара к общему весу брутто товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления;
    · если перевозка (транспортировка) товаров осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя (получателя) товаров, величина расходов на перевозку (транспортировку) товаров, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС, рассчитывается на основании тарифов на перевозку (транспортировку) товаров соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки). При отсутствии сведений о тарифах на перевозку (транспортировку) товаров данным видом транспорта для расчета расходов на перевозку (транспортировку) товаров используются данные бухгалтерского учета по калькулированию расходов на перевозку (транспортировку) товаров с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
    Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 марта 2018 г. № 40н «Об определении Порядка представления декларантом до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений»
    Утвержден Порядок представления декларантом до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений.
    Порядок разработан в соответствии с п. 7 ст. 109 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и определяет действия декларанта по представлению до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, и документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с п. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2018 г. № 51214 и вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2018 года»
    Минэкономразвития России публикует результаты мониторинга цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья и расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении них:
    · мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), определенную по результатам мониторинга за период с 15 апреля по 14 мая 2018 г.: уровень цены — 524,7 долл. США за тонну;
    · ставки вывозных таможенных на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 30 июня 2018 г., в том числе ставка пошлины на нефть сырую — 131,8 долл. США за тонну.

    19. Трудовое и миграционное законодательство

    Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2018 г. № 214 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в российской федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и кубка конфедераций FIFA 2017 года"»
    Внесены изменения в п. 4 Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».
    Установлено, в частности, что на территориях городов Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Москвы, Нижний Новгород, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Сочи с 25 мая по 25 июля 2018 г.:
    · для постановки иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших для временного пребывания, на учет по месту пребывания принимающая сторона, а в ряде случаев непосредственно иностранный гражданин или лицо без гражданства в течение трех дней со дня прибытия в место пребывания обязаны представить в соответствующий территориальный орган МВД России или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Направление указанных документов почтовым отправлением не допускается;
    · для регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших для временного или постоянного проживания, по месту жительства такие гражданин или лицо без гражданства в течение трех дней со дня прибытия в место жительства обязаны представить в соответствующий территориальный орган МВД России или МФЦ документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года»
    12. В Определении от 27 февраля 2018 г. № 252-О-Р Суд обратился к отдельным положениям своего Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П, выявившего конституционно-правовой смысл ряда положений Трудового кодекса Российской Федерации, как не предполагающих включение в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
    КС РФ указал, что из содержания указанного Постановления прямо следует, что с момента его провозглашения при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться названные районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки.
    В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 г. в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности оспоренных положений, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок, и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения данного Постановления в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их выявленным конституционно-правовым смыслом, недопустим.

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
    В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, Пленум ВС РФ дает соответствующие разъяснения. В документе рассмотрены:
    · общие вопросы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с участием работников, работающих у названных работодателей;
    · процессуальные вопросы ведения трудовых споров;
    · сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
    · основания возникновения трудовых отношений и порядок их оформления;
    · особенности регулирования трудовых отношений указанных работников.

    20. Процессуальное законодательство

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2018 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года»
    18. Определением от 13 февраля 2018 г. № 249-О Суд выявил смысл положений части первой ст. 208 ГПК РФ и абзаца первого п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    Согласно оспоренным положениям по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может провести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда (часть первая ст. 208 ГПК РФ); исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (абзац первый п. 6 ст. 242.2 БК РФ).
    КС РФ отметил, что в системе действующего регулирования предусмотрен специальный — трехмесячный — срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя. Соответственно, положения абзаца первого п. 6 ст. 242.2 БК РФ в свете приведенных правовых позиций КС РФ должны рассматриваться как определяющие пределы применения общих правил ст. 208 ГПК РФ.
    19. Определением от 13 марта 2018 г. № 586-О-Р Суд обратился к отдельным положениям ранее принятого им Постановления от 17 октября 2017 г. № 24-П по делу о проверке конституционности п. 5 части четвертой ст. 392 ГПК РФ.
    КС РФ указал, что в соответствии с п. 3 части четвертой ст. 392 ГПК РФ пересмотру подлежат судебные постановления по делам заявителей — определения суда об отмене решений по новым обстоятельствам, которыми спор по существу не разрешен и которые не исключают возможности дальнейшего движения дел, а также основанные на этих определениях решения суда, вынесенные при новом рассмотрении дел, — в которых п. 5 части четвертой ст. 392 ГПК РФ был применен судом вопреки его конституционно-правовому смыслу, выявленному в указанном Постановлении.
    20. Постановлением от 11 января 2018 г. № 1-П Суд дал оценку конституционности части первой ст. 81.1 и п. 3.1 части второй ст. 82 УПК РФ.
    Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании уполномоченным лицом органа предварительного расследования в рамках досудебного производства по уголовному делу о преступлении в сфере экономической деятельности решается вопрос об изъятии, приобщении в качестве вещественных доказательств к материалам этого уголовного дела и хранении предметов, используемых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности и принадлежащих лицу, не являющемуся в этом уголовном деле подозреваемым, обвиняемым или лицом, несущим по закону материальную ответственность за их действия.
    КС РФ признал оспоренные нормы не противоречащими Конституции РФ, поскольку они предполагают, что при решении на их основании указанным уполномоченным лицом вопроса об изъятии, приобщении к материалам уголовного дела и удержании в режиме хранения в качестве вещественных доказательств предметов, используемых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности и принадлежащих на законных основаниях лицам, не являющимся в этих уголовных делах подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия (юридическим лицам, которые не контролируются подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия), указанные вещественные доказательства не должны изыматься у их собственников или владельцев, если обеспечение их сохранности и проведение с ними необходимых следственных действий, а равно предотвращение их использования для совершения преступлений не требуют — с учетом их особенностей и иных обстоятельств конкретного дела — такого изъятия; после проведения с ними необходимых следственных действий, потребовавших изъятия, они незамедлительно возвращаются собственнику или владельцу на ответственное хранение.

    21. Разное

    Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 15 марта 2018 г. № 71 «Об утверждении программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на 2018 год»
    Росфинмониторингом представлена Программа, разработанная в целях организации проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определения видов и форм профилактических мероприятий, оценки эффективности и результативности данных мероприятий.
    К субъектам, в отношении которых проводятся данные профилактические мероприятия, относятся:
    · операторы по приему платежей;
    · лизинговые компании;
    · организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
    · индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
    · коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).
    Дата
    Отправить заявку
    E-mail*
    ФИО
    Контактная информация (телефон, Skype, другие способы связи)
    Вопрос*
    Введите символы с картинки*
    * - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
    О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
    +7 495 737-53-53, добавочный 5100