Аналитика

Следуйте за нами

Обзор законодательства. 01-15 июня.

22.06.2018

Оглавление

  • Уплата и возврат налогов и сборов
  • Налог на добавленную стоимость
  • Налог на прибыль
  • Прочие налоги и сборы
  • Страховые взносы
  • Налоговый контроль
  • Гражданское законодательство
  • Недвижимость / строительство
  • Экономика
  • Хозяйственная деятельность
  • Ценные бумаги / Финансовый рынок
  • Валютное законодательство
  • Антимонопольное законодательство
  • Таможенное законодательство
  • Трудовое и миграционное законодательство
  • Социальное обеспечение
  • Разное

  • 1. Уплата и возврат налогов и сборов

    Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2018 г. № ММВ-7-8/189@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@»
    Внесены изменения в приказ ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам». В частности, в новой редакции изложены:
    • приложение № 4 «Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств»;
    • приложение № 12 «Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка)»;
    • приложение № 13 «Постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка)»;
    • приложение № 19 «Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)».
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2018 г. № 51333.

    Информация Федеральной налоговой службы <Об отсутствии в формах требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов реквизита «подпись должностного лица налогового органа»>
    ВС РФ отказался признать недействующими приложения № 2 и 3 к приказу ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@, в которых содержатся формы требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
    Налогоплательщики обратились в ВС РФ с административными исками. Они посчитали, что поскольку формы требований не содержат подпись должностного лица, это противоречит ряду статей НК РФ.
    ФНС России и Минюст России просили отказать в удовлетворении исков. Их позицию поддержала Генпрокуратура России. Налоговая служба отметила, что состав сведений, содержащихся в формах требований, определен ст. 69 НК РФ. Права лиц, которым направляются требования, не нарушаются, если в документах нет реквизита «подпись должностного лица налоговых органов». Состав сведений, предусмотренный данными формами, позволяет налогоплательщикам получить необходимую информацию о размере задолженности, основаниях ее взимания, сроках погашения, и правовых последствиях неуплаты налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. Также в требованиях указывается адрес налогового органа, который их направил.
    Суд в удовлетворении исков отказал. Он отметил, что в формы требований включены все сведения, указанные в ст. 69 НК РФ. Отсутствие данного реквизита не ограничивает права налогоплательщиков на судебную защиту и получение информации о размере задолженности перед бюджетом.

    Информация Федеральной налоговой службы <О зачете суммы ущерба от налогового преступления в счет налоговой задолженности>
    Оплаченный ущерб от налогового преступления не только освобождает от уголовной ответственности, но и уменьшает налоговые долги юридического лица. Это дает шанс собственникам и руководству бизнеса на реабилитацию при условии возмещения ущерба от недобросовестных действий.
    Порядок определила ФНС России в приказе от 19 марта 2018 г. № ММВ-7-8/153@.
    Для зачета суммы ущерба в счет налоговой задолженности необходимо представить письменное заявление в свободной форме, а также копии документов, которые подтверждают оплату ущерба. С заявлением о зачете уплаченной суммы ущерба в счет обязанности по уплате налоговых долгов может обратиться и третье лицо, если оно возмещало ущерб.
    Обратиться с заявлением можно в инспекцию по месту учета лично, через представителя или отправить документы в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.
    Решение о зачете принимается в течение 10 рабочих дней. Копия решения направляется заявителю в течение пяти рабочих дней.

    2. Налог на добавленную стоимость

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
    В соответствии с вносимыми изменениями не признается объектом налогообложения в целях НДС передача на безвозмездной основе в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1», а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества. Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по данным объектам, не подлежат восстановлению.
    Кроме того, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по оказанию услуг по выполнению функций агента Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», при реализации, сдаче в аренду государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации.
    Начало действия документа — 4 июня 2018 г.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 03-07-11/30585 <О принятии к вычету НДС, исчисленного с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг>
    Вычет НДС, исчисленного с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг, производится с даты оказания услуг, в том числе в случае, когда услуги оказываются по истечении трех лет с даты получения оплаты, частичной оплаты.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 мая 2018 г. № 03-07-09/34040 <О выставлении счета-фактуры при возврате недвижимого имущества, принятого покупателем на учет>
    По возвращаемым товарам, в том числе недвижимому имуществу, ранее принятым на учет покупателем, соответствующий счет-фактуру продавцу этих товаров, в том числе недвижимого имущества, выставляет покупатель, являющийся плательщиком НДС. Если при реализации товаров, в том числе недвижимого имущества, налоговая база определялась продавцом в порядке, установленном п. 3 ст. 154 НК РФ, то в счете-фактуре, выставляемом покупателем продавцу в отношении возвращаемых товаров, в том числе недвижимого имущества, указываются показатели из счета-фактуры, выставленного продавцом при реализации этих товаров, в том числе недвижимого имущества.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2018 г. № 03-07-11/35126 <Об уплате НДС организацией, утратившей право на применение УСН>
    Налогоплательщик, утративший право на применение УСН и перешедший на общий режим налогообложения, признается плательщиком НДС начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором допущено несоответствие установленным требованиям. В связи с этим осуществляемые организацией, утратившей право на применение УСН, операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в счет предварительной оплаты (частичной оплаты), полученной в период применения УСН, подлежат обложению НДС с отчетного (налогового) периода, в котором утрачено указанное право.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 2018 г. № 03-07-15/35333 <Об НДС при импорте товаров в Россию из Белоруссии, в том числе если право собственности на товар переходит в Белоруссии>
    По товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, в том числе в случае, когда право собственности на этот товар переходит на территории Республики Беларусь, налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 30 мая 2018 г. № СД-4-3/10394@ <О направлении письма Минфина России от 23 октября 2017 г. № 03-07-15/69502>
    ФНС России направляет письмо Минфина России от 23 октября 2017 г. № 03-07-154/69502 по вопросу применения п. 13 ст. 165 НК РФ.
    Если налогоплательщик при исчислении НДС применяет ставку в размере 0% в отношении реализации построенного судна, являющегося результатом выполнения работ по контракту о его строительстве, переход права собственности на такое судно от налогоплательщика к заказчику должен быть документально подтвержден.
    В рамках договора подряда исполнитель обязан передать права на вещь заказчику, в результате чего право собственности на изготовленную вещь впервые возникает у заказчика.
    Если при выполнении работ по строительству судна по договору подряда право собственности на строящееся судно в реестре строящихся судов зарегистрировано за заказчиком, налогоплательщик (подрядчик) вправе применить нулевую ставку НДС при представлении в налоговый орган в качестве документов, указанных в подп. 3 п. 13 ст. 165 НК РФ в подтверждение факта перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику, акта приема-передачи судна и копии свидетельства о регистрации права собственности заказчика на принятое судно.

    3. Налог на прибыль

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
    Внесенными в НК РФ изменениями прекращается действие нормы, согласно которой из состава амортизируемого имущества исключались зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Реестре.
    Уточняется, что при определении налоговой базы не будут учитываться расходы судовладельцев, связанные с получением доходов, указанных в подп. 33 и (или) 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ.
    Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 28 апреля 2018 г. № СА-4-9/8285@ «О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)»
    ФНС России проанализировала правоприменительную практику по спорам, в которых налоговыми органами установлены факты злоупотреблений нормами международных соглашений.
    С целями и задачами международных налоговых соглашений несовместимо предоставление освобождения от уплаты налога у источника выплаты дохода в случае, когда получающий доход резидент другого государства выступает в качестве подставного лица для другого субъекта, который фактически является бенефициаром рассматриваемого дохода.
    Соглашения об избежании двойного налогообложения не могут применяться к ситуациям, когда стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода отношения не связаны с привлечением иностранного капитала в российскую экономику, а действие участников этих отношений направлено лишь на создание удобного (льготного) налогового режима. Льготы по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения применяются только в отношении налогового резидента, который является действительным получателем дохода.
    Согласно сформированным подходам к применению норм международных соглашений, государство — источник дохода не обязано отказываться от прав на налогообложение дохода лишь по той причине, что такой доход был непосредственно получен резидентом государства, с которым государство — источник дохода имеет действующее международное соглашение, устанавливающее льготы при налогообложении этого дохода.
    Применение налоговых преференций признается неправомерным, когда совокупность сделок (операций) позволяет сделать вывод, что основной их целью было выведение дохода, полученного в России, из-под налогообложения и формальное совершение операций в целях использования преимуществ по международному соглашению.
    Результатом такой оценки может стать переквалификация выплаты из долгового обязательства в акционерный капитал с соответствующим изменением режима налогообложения, а также квалификация совокупности сделок в качестве гибридных схем с применением норм национального законодательства к выведенному из-под налогообложения доходу.
    Налогоплательщики должны обосновывать необходимость совершения сделок (операций) в определенной форме, вовлечение иностранных компаний в структуру бизнеса и сделок (операций), а также предоставлять доказательства разумности сделанного выбора и обоснованности предпринимательского риска.
    В практике сформировались новые подходы к перечню критериев, свидетельствующих о кондуитности компании, и к оценке представляемых налогоплательщиками доказательств, что компания — получатель дохода являлась фактическим бенефициаром.
    Помимо обстоятельств создания иностранной компании, анализа имеющихся материальных, нематериальных, трудовых ресурсов, исследования денежных потоков с точки зрения «транзитности» платежей и реализации полномочий по самостоятельному распоряжению судьбой полученного дохода, особое внимание уделяется оценке финансово-хозяйственной деятельности иностранной компании, характера такой деятельности. Неведение иностранной компанией предпринимательской деятельности является одним из признаков технического характера такой компании.
    Деятельность, осуществляемая только в виде инвестиций и финансирования компаний группы (холдинга) или взаимозависимых, аффилированных компаний, не свидетельствует об осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности.
    Каждое из представляемых налогоплательщиками доказательств ведения иностранной организацией деятельности должно свидетельствовать об осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности, об использовании получаемого дохода для создания экономического центра прибыли в иностранной юрисдикции или привлечения иностранного капитала в российскую экономику.
    Несение расходов иностранной организацией также не должно быть формальным, только обеспечивающим регистрацию и содержание офиса в иностранной юрисдикции.
    Использование подконтрольных холдинговых компаний и наличие законной возможности по переводу активов на управляющую компанию, зарегистрированную в юрисдикции, предоставляющей налоговые льготы, не означает автоматического возникновения экономических оснований для применения льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
    Компании, обслуживающие интересы только собственной группы и аффилированных с ней лиц, не могут пользоваться преимуществами международных соглашений об избежании двойного налогообложения в случаях, если получение ими дохода не оправдано с экономической точки зрения.
    По вопросу о необходимости налоговому органу определять конечного получателя дохода и применять ставку страны резидентства фактического бенефициара закреплен подход, согласно которому законодательством не предусмотрена необходимость установления конечного собственника доходов, если таковым не является лицо, претендующее на получение льготы.
    Право на применение льготы напрямую поставлено в зависимость от того, является ли лицо, получающее льготу, фактическим собственником получаемого дохода, а также находится ли реальный центр прибыли в стране, предоставляющей льготу, в связи с чем при проверке правильности применения льготы необходимо проверять непосредственно лицо, претендующее на получение льготы, на его соответствие понятию фактического собственника дохода.
    Налоговому органу для отказа в применении льгот по соглашению необходимо доказать, что непосредственный получатель дохода не является фактическим получателем дохода, и не устанавливать конечного бенефициарного собственника дохода, так как льготы по международным соглашениям предоставляются только в отношении операций между резидентами двух Договаривающихся Государств.
    Вместе с тем в случае раскрытия налогоплательщиком фактического бенефициара и рассмотрения вопроса о наличии оснований для применения к доходам соответствующих ставок необходимо учитывать, имеется ли у данного лица доход от участия в деятельности иностранной компании, а также доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что лицо является реальным бенефициаром в отношении спорных выплат, и факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 03-03-07/31147 <Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату услуг адвоката>
    Налогоплательщик вправе учесть понесенные им расходы на оплату услуг адвокатов при соответствии указанных расходов требованиям ст. 252 НК РФ и при условии, что эти расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.
    Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
    В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2018 г. № 03-03-06/1/31808 <О налоге на прибыль при реализации доли в уставном капитале, приобретенной после 1 января 2011 г. и увеличенной вследствие приобретения долей других участников>
    Ставка налога на прибыль в размере 0% применяется к налоговой базе, определяемой участником по операциям от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, приобретенных после 1 января 2011 г. и непрерывно принадлежавших налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет. Доля участия характеризуется размером доли участника общества и номинальной стоимостью соответствующей доли.
    По мнению Минфина России, если доля участника в уставном капитале организации, приобретенная после 1 января 2011 г., увеличилась вследствие дополнительного приобретения долей других участников, то налоговая ставка 0% может применяться к налогооблагаемому доходу, полученному от владения той частью доли в уставном капитале, которая на дату реализации непрерывно принадлежала налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 03-03-05/34637 <Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха в России членам семей работников с 1 января 2019 г.>
    Федеральным законом 23 апреля 2018 г. № 113-ФЗ внесены изменения в НК РФ, которыми предусматривается предоставление права относить в состав расходов на оплату труда для целей обложения налогом на прибыль затраты, понесенные работодателем на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей).
    В частности, с 1 января 2019 г. работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на оплату таких услуг, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям работника (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации.
    Расходы на оплату упомянутых услуг, оказываемых соответствующим членам семьи работника, будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль только в соответствии с договором о реализации туристского продукта, заключенным работодателем с туроператором или турагентом.
    Расходы на оплату аналогичных услуг, если они оказываются на основании договоров, заключенных работодателем непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и другими), не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

    4. Прочие налоги и сборы

    Письмо Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2018 г. № БС-4-21/770 <О налоге на имущество организаций в отношении объектов инженерного оборудования здания, учитываемых как отдельные инвентарные объекты>
    В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты. Если перечисленные объекты инженерного оборудования не предназначены для выполнения своих функций отдельно от основного объекта, являются конструктивно связанными с ним и не могут быть изъяты или заменены без нарушения конструктивных связей, то стоимость таких объектов инженерного оборудования учитывается в общей стоимости основного объекта.
    Если в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций определяется кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, то являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 мая 2018 г. № 03-04-06/32677 <Об НДФЛ и страховых взносах при предоставлении временно пребывающим в Россию иностранным работникам жилых помещений и при выплате им компенсаций по расходам на наем жилого помещения>
    Оплата организацией за работников в их интересах стоимости аренды жилых помещений признается доходом работников, полученным в натуральной форме, и суммы данной оплаты включаются в налоговую базу по НДФЛ.
    Оплата организацией аренды жилых помещений, предоставляемых иностранным работникам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, и денежная компенсация, выплачиваемая работодателем иностранным работникам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, на возмещение их расходов на наем жилого помещения, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общеустановленном порядке.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2018 г. № 03-15-06/33309 <О страховых взносах и НДФЛ в отношении предусмотренных положением о служебных командировках выплат при однодневных командировках работников>
    Выплаты, связанные с однодневной командировкой работника, нельзя квалифицировать как суточные. и поэтому оснований применять в отношении таких выплат норму НК РФ в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется.
    Если указанные выплаты являются возмещением документально подтвержденных расходов работника, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, то такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами как фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на командировку.
    В противном случае выплаты работнику, не подтвержденные документами на возмещение расходов в командировке, облагаются страховыми взносами.
    Поскольку денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со ст. 168 ТК РФ к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, суммы возмещения таких расходов могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2018 г. № 03-04-06/33350 <Об НДФЛ и страховых взносах при оплате питания работников, в том числе организованного в виде шведского стола>
    1. Налог на доходы физических лиц
    Стоимость питания, оплаченного организацией за физических лиц, подлежит обложению НДФЛ.
    В целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.
    В рассматриваемом случае, по мнению Минфина России, доход каждого налогоплательщика можно определить на основе стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека.
    2. Страховые взносы
    Оплата организацией питания работников, в том числе организованного в виде шведского стола, подлежит обложению страховыми взносами как выплата, производимая в рамках трудовых отношений работника и работодателя.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 03-04-06/34676 <О подтверждении фактического нахождения физлица в Российской Федерации в целях НДФЛ>
    Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
    Фактическое нахождение физического лица на территории Российской Федерации может подтверждаться на основании любых документов, оформленных в определенном порядке, позволяющих установить количество дней фактического пребывания лица на территории Российской Федерации.
    Свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подтверждают право нахождения физического лица в Российской Федерации, но не являются документами, подтверждающими фактическое время его нахождения на территории Российской Федерации.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 03-04-05/34696 <Об уплате НДФЛ при представлении специальной декларации в ходе второго этапа добровольного декларирования>
    Обязанность по уплате НДФЛ возлагается на налогоплательщика с момента получения дохода, облагаемого НДФЛ.
    НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения доходов физических лиц при условии представления налогоплательщиком специальной декларации в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    Законом № 140-ФЗ не предусмотрено ограничение предоставления гарантий в ходе второго этапа декларирования в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 г.


    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 03-04-05/34859 <Об НДФЛ в отношении доходов работников организации — граждан государств — членов ЕАЭС>
    Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.
    По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
    Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в Российской Федерации менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%.
    Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 23 мая 2018 г. № БС-4-21/9823@ «О порядке применения положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации»
    При владении земельным участком не полный налоговый период, в течение которого изменилась кадастровая стоимость земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади, сумма земельного налога должна исчисляться с учетом коэффициентов Кв и Ки. Порядок исчисления налога в случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, главой 31 НК РФ не урегулирован.
    По мнению ФНС России, до внесения законодательных изменений в главу 31 НК РФ при исчислении земельного налога (авансового платежа по налогу) в случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде.
    Аналогичный порядок должен применяться и при исчислении сумм авансовых платежей в случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 28 мая 2018 г. № СД-4-3/10157@ «О направлении письма»
    ФНС России направляет письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 7 мая 2018 г. № 2-1-9/00875 по вопросу заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
    Имеют место случаи, когда между налогоплательщиками Республики Беларусь и Российской Федерации заключаются сделки на поставку нефтепродуктов, которые в стране экспортера (Российская Федерация) являются подакцизными, а в стране импортера (Республика Беларусь) не входят в перечень подакцизных товаров.
    Соответственно, когда нефтепродукты не признаются подакцизными товарами в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь, при их ввозе с территории Российской Федерации обязательств по исчислению и уплате акцизов в бюджет у белорусского импортера не возникает.
    При составлении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не заполняются графы 14 «Налоговая база (акцизов)», 16 «Ставки налога (акцизов)» и 19 «Суммы налогов (акцизов)» раздела 1 в случае ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, не признаваемых подакцизными по национальному законодательству Республики Беларусь. В этом случае какие-либо отметки («освобождение», «льгота», «0» и т.п.) в указанных графах не проставляются.
    Таким образом, освобождение от уплаты акцизов предоставляется российскому экспортеру на основании заявления, заполненного белорусским импортером в указанном порядке.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 31 мая 2018 г. № БС-4-11/10527@ «О направлении письма Минфина России»
    ФНС России направляет письмо Минфина России от 23 мая 2018 г. № 03-04-07/34761 по вопросу обложения НДФЛ сумм возмещения расходов добровольцев (волонтеров) на питание, производимого при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности.
    Суммы возмещения расходов на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ) добровольцев (волонтеров), производимого в рамках гражданско-правовых договоров на безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг на основании Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», не подлежат обложению НДФЛ в силу п. 3.1 ст. 217 НК РФ.

    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «О средней цене на нефть сорта "Юралс" за май 2018 года»
    Минэкономразвития России информирует о средней за истекший месяц цене на нефть сорта «Юралс» в целях определения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, — Кц.
    Средняя цена на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за май 2018 года — 75,14 долл. США за баррель.

    5. Страховые взносы

    Письмо Федеральной налоговой службы от 30 мая 2018 г. № БС-4-11/10449@ <О страховых взносах при прощении работнику сумм процентного займа договором дарения>
    В случае прощения процентного займа работнику по договору дарения в письменной форме у организации объекта обложения страховыми взносами не возникает. В то же время ФНС России обращает внимание на следующее.
    Нормы гражданского и налогового законодательства предполагают, что действия плательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в расчете по страховым взносам, налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.
    В иной ситуации у налоговых органов может возникнуть вопрос об обоснованности получения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) такой выгоды.
    Вместе с тем в случае установления налоговом органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков минимизации обязательств путем оформления юридическим лицом договора займа и договора дарения с аффилированными лицами, возможно наступление налоговых последствий в виде исчисления страховых взносов по такой сделке.
    Указанное относится и к оценке налоговой выгоды, возникающей у плательщика страховых взносов в случае, когда выдача займов физическим лицам, состоящим с плательщиком страховых взносов в трудовых отношениях, с последующим прощением долга по выданным займам носит системный характер.

    6. Налоговый контроль

    Письмо Федеральной налоговой службы от 7 июня 2018 г. № СА-4-7/11051@ <По вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок>
    ФНС России направляет рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок в случае пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок; в целях установления фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль при доначислении в рамках выездной налоговой проверки иных налогов; при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней.
    Наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки.
    Налоговый орган, доначислив по результатам выездной налоговой проверки прямые налоги, обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога при условии, что налог на прибыль входит в предмет выездной налоговой проверки.
    В случае подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и учет показателей уточненных налоговых деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика. Налоговый орган также вправе проверить уточненные налоговые декларации исключительно в рамках камеральных налоговых проверок.

    7. Гражданское законодательство

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"»
    Законом, в частности, предусмотрено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности, включая реализацию обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особенности правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также особенности учета информации о ценных бумагах в отдельных сферах деятельности в исключительных случаях могут устанавливаться Президентом РФ.
    Данное положение вступает в силу со дня официального опубликования Закона.

    8. Недвижимость / строительство

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2018 г. № 673 «Об утверждении Правил расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"»
    Утверждены Правила расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
    Расчет собственных средств застройщика проводится ежеквартально по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика.
    Размер собственных средств застройщика определяется как разница между величиной принимаемых к расчету активов застройщика и величиной принимаемых к расчету обязательств застройщика. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении размера собственных средств к расчету не принимаются.

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1224/пр «Об утверждении свода правил "Системы газовоздушных трактов котельных установок мощностью до 150 МВт. Правила проектирования"»
    Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Системы газовоздушных трактов котельных установок мощностью до 150 МВт. Правила проектирования».

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. № 1240/пр «Об утверждении свода правил "Индустриальные парки и промышленные кластеры. Правила проектирования"»
    Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Индустриальные парки и промышленные кластеры. Правила проектирования».

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 ноября 2017 г. № 1584/пр «Об утверждении свода правил "Бетонные и железобетонные конструкции из легких бетонов. Правила проектирования"»
    Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Бетонные и железобетонные конструкции из легких бетонов. Правила проектирования».

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. № 1617/пр «Об утверждении свода правил "Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации"»
    Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации».

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. № 1647/пр «Об утверждении свода правил "Конструкции бетонные и железобетонные. Правила ремонта и усиления"»
    Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Конструкции бетонные и железобетонные. Правила ремонта и усиления».

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1660/пр «Об утверждении свода правил "Здания жилые одноквартирные с деревянным каркасом. Правила проектирования и строительства"»
    Утвержден и вводится в действие через шесть месяцев со дня издания данного приказа свод правил «Здания жилые одноквартирные с деревянным каркасом. Правила проектирования и строительства».

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 мая 2018 г. № 275/пр «Об утверждении Положения о порядке, составе, способах, сроках и периодичности размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"»
    Утверждено Положение о порядке, составе, способах, сроках и периодичности размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в ст. 23.3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
    Положением определяются порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) застройщиками, осуществляющими привлечение средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2018 г. № 51313.

    9. Экономика

    Федеральный закон от 31 мая 2018 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор"»
    Изменениями в Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» уточнено определение понятия «иностранный инвестор», которое будет использоваться в значении, приведенном в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
    Поправками в Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» уточнена редакция понятия «иностранный инвестор», а также дано определение контролируемого лица.
    В Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», внесены изменения, которыми уточняется понятие «контролирующее лицо», которое будет применяться в том же значении, что и в ст. 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Корректируются определения понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец», которые будут использоваться в значениях, указанных в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    Изменениями в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ определены критерии признания иностранных инвесторов в целях настоящего Федерального закона, а также уточнена редакция перечня иностранных юридических лиц, которые не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ. Кроме того, даны определения понятий «контроль» и «контролирующее лицо», которые будут использоваться в тех же значениях, что и в ст. 3 и 5 Закона соответственно, а термины «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» будут применяться в значениях, предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    Закреплен порядок представления информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, и находящимися под их контролем организациями в уполномоченный орган.

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»
    Целью Закона является защита интересов и безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод граждан от недружественных действий иностранных государств, в том числе выражающихся во введении политических или экономических санкций.
    Меры воздействия (противодействия) могут применяться в отношении недружественных иностранных государств, а также в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией таких государств, прямо или косвенно подконтрольных им или аффилированных с ними, их должностных лиц и граждан.
    Реализация мер воздействия (противодействия) обязательна для государственных органов, органов местного самоуправления, а также для граждан Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации юридических лиц.
    Меры воздействия (противодействия) вводит Правительство РФ по решению Президента РФ.
    В случае применения недружественными иностранными государствами национального режима в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации, работ, выполняемых российскими лицами, услуг, оказываемых российскими лицами, и (или) установления изъятий из него Президент РФ может принять решение о применении Российской Федерацией национального режима в отношении соответствующих иностранных товаров (работ, услуг).
    Меры воздействия (противодействия) в виде запрета или ограничения на ввоз на территорию Российской Федерации не применяются в отношении жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, а также в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для личного пользования.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    10. Хозяйственная деятельность

    Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2018 г. № 07-00-05/443 <Об опасных производственных объектах>
    Отдельные механизмы, оборудование, технические устройства, в том числе передвижные склады ВМ, специализированный автотранспорт и т.п., опасными производственными объектами не являются.

    Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 апреля 2018 г. № 11-00-15/4566 <О заявлении о регистрации опасного производственного объекта>
    В заявлении о регистрации опасного производственного объекта указываются реквизиты экспертного заключения проектной документации, проведенной в форме государственной или негосударственной экспертизы.

    Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 апреля 2018 г. № 11-00-15/4914 «О рассмотрении обращения»
    В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, должны быть указаны все технические устройства, обладающие признаками опасности в соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 мая 2018 г. № 09-00-06/3951 «Об идентификации объекта»
    Критерии отнесения проектируемого объекта к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам определены ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе пунктом 11:
    • опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
    • опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более.
    Вместе с тем, если на отдельных производственных объектах получаются (производятся) сплавы (расплавы) отдельных черных и цветных металлов, к примеру алюминия с кремнием, типа силуминов, алюмосиликатов, то в соответствии с требованиями подп. 4 приложения № 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых применяются названные сплавы и расплавы, могут быть отнесены к опасным производственным объектам, о чем должно быть указано в проектной документации объекта.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 28 мая 2018 г. № ЕД-4-20/10222@ «Об использовании фискальных накопителей при сезонном (временном) характере работы налогоплательщика»
    До момента определения в законодательстве Российской Федерации терминов «сезонный характер работы» и «временный характер работы», при указании налогоплательщиком на осуществлении работ подобного характера, факт правомерности применения таким налогоплательщиком фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет менее 36 месяцев, на основании осуществления сезонных (временных) работ не может являться объектом контрольных мероприятий налоговых органов.
    Таким образом, до внесения соответствующих дополнений в законодательство Российской Федерации налогоплательщики при указании на сезонный (временный) характер своей работы независимо от фактического характера осуществления своей деятельности вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет менее 36 месяцев.

    Приказ Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 52 «Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»
    Утверждено Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
    Документами для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации являются акты экспертизы и сертификаты СТ-1, выдаваемые торгово-промышленными палатами в Российской Федерации.
    Акты экспертизы выдаются заявителям уполномоченными ТПП при соблюдении в совокупности следующих условий:
    • промышленная продукция включена в приложение «Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации» к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719;
    • промышленная продукция соответствует требованиям, предусмотренным приложением к постановлению № 719.
    Сертификаты СТ-1 выдаются заявителям уполномоченными ТПП при соблюдении в совокупности следующих условий:
    промышленная продукция не включена в приложение к постановлению № 719;
    • промышленная продукция соответствует критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.
    Выдача актов экспертизы и сертификатов СТ-1 осуществляется с использованием ГИСП. Выданные акты экспертизы и сертификаты СТ-1 размещаются в указанной информационной системе.

    11. Ценные бумаги / Финансовый рынок

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и статью 8 Федерального закона "Об организованных торгах"»
    Вносимыми в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» изменениями уточнены требования о наличии высшего образования и необходимости соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере клиринговой деятельности применительно к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, членам коллегиального исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации, руководителям ее филиалов, должностным лицам или руководителям отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, руководителям службы внутреннего аудита, контролерам (руководителям службы внутреннего контроля).
    Законодательно закреплена возможность открытия торговых банковских счетов и клиринговых банковских счетов в драгоценных металлах и ведения операций по ним.
    Поправками в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» из требований к собственным средствам организатора торговли исключена обязанность организатора торговли соблюдать нормативы ликвидности.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»
    Законом в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяются правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.
    Должность финансового уполномоченного учреждается для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
    Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
    Финансовая организация с даты включения в соответствующий реестр (перечень) обязана уплачивать взносы для обеспечения деятельности Службы.
    Взносы уплачиваются не позднее 15-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, за который уплачиваются взносы.
    Финансовый уполномоченный осуществляет информационное взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Банком России и иными организациями, должностными лицами, которые при получении запроса финансового уполномоченного, касающегося рассмотрения обращения, обязаны предоставить информацию в срок не позднее 15 дней после дня регистрации указанного запроса.
    С финансовым уполномоченным обязаны организовать взаимодействие следующие финансовые организации:
    • страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
    • микрофинансовые организации;
    • кредитные потребительские кооперативы;
    • ломбарды;
    • кредитные организации;
    • негосударственные пенсионные фонды.
    Иные финансовые организации, оказывающие финансовые услуги потребителям финансовых услуг, вправе организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным на основании заявления, форма и порядок подачи которого устанавливаются Советом Службы.
    Закон, за исключением ряда положений, вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
    Потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу Закона (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этого дня).

    Письмо Центрального банка Российской Федерации от 1 июня 2018 г. № 55-5-2-3/1242 «О направлении акционерам бюллетеней для голосования на общем собрании акционеров»
    Банк России разъясняет вопросы, касающиеся порядка предоставления услуг номинальными держателями при реализации прав по эмиссионным ценным бумагам.
    Банк России рекомендует профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим депозитарную деятельность, передавать депонентам не только информацию (материалы), подлежащую (подлежащие) предоставлению согласно ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», но и бюллетени для голосования на общем собрании акционеров в случае их получения вместе с указанной информацией (материалами).

    12. Валютное законодательство

    Приказ Федеральной налоговой службы от 6 июня 2018 г. № ММВ-7-17/376@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278@»
    Новой редакцией приложения № 7 к приказу ФНС России от 3 апреля 2017 г. № ММВ-7-2/278@ «Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора)» актуализирован перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора).

    13. Антимонопольное законодательство

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"»
    Внесенными в п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» изменениями предусматривается возможность передачи автономными учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов и аукционов лицам, с которыми заключен гражданско-правовой договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если это необходимо для целей исполнения такого договора.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 632 «О внесении изменений в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками»
    Внесены изменения в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».
    Установлено, что в реестр контрактов включаются, кроме прочего, почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), а также копия документа о согласовании контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    С трех до пяти дней увеличен срок, в течение которого заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство соответствующие информацию и документы в целях ведения реестра контрактов.
    Предусмотрено, что некоторые информация и документы при осуществлении закупок на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок не размещаются.
    Постановление вступает в силу 1 июля 2018 г.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе»
    Утверждены:
    • требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета;
    • требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком;
    • правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.
    До 1 января 2019 г. договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, предусмотренный ст. 62 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    Постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок, специализированных электронных площадок, определенных в соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона.
    Постановление вступает в силу 1 июля 2018 г., за исключением положения, которое вступает в силу 1 июля 2019 г.

    Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2018 г. № 343/18 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению уведомлений о приобретении иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также сделок, иных действий, подлежащих предварительному согласованию»
    Утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению уведомлений о приобретении иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также сделок, иных действий, подлежащих предварительному согласованию.
    Регламентом регулируются отношения по рассмотрению указанных уведомлений и определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) ФАС России, осуществляемых при предоставлении государственной услуги.
    Уведомление подается:
    • иностранным инвестором;
    • юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц с иностранным инвестором.
    Государственную услугу предоставляет ФАС России. Срок предоставления государственной услуги составляет 30 дней со дня поступления в ФАС России уведомления.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2018 г. № 51316.

    Разъяснение Федеральной антимонопольной службы от 30 мая 2018 г. № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах» (Утверждено протоколом Президиума ФАС России от 30 мая 2018 г. № 7)
    ФАС России подготовила разъяснение по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства при установлении фактов заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами при подготовке и участии в торгах.
    Отмечается, в частности, что квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
    При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
    Сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет «per se»).
    ФАС России указывает, что предмет доказывания по делам о картелях на торгах состоит из следующих элементов:
    • наличие устного или письменного соглашения;
    • предмет соглашения — торги, в отношении которых заключено соглашение;
    • состав участников соглашения, а также наличие между ними конкурентных отношений;
    • возможность наступления либо наличие последствий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции;
    • причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
    ФАС России выделяет две системы правового регулирования организации торгов, предусмотренные действующим российским законодательством, в зависимости от возникновения или отсутствия возникновения обязательности заключения договора (контракта) по результатам несостоявшихся торгов:
    1) признание торгов несостоявшимися является, вместе с тем, основанием для заключения договора (контракта) с единственным участником, подавшим заявку на участие в торгах и соответствующим всем требованиям торгов;
    2) признание торгов несостоявшимися не влечет для такого участника возникновения права на заключение договора по результатам несостоявшихся торгов.
    В практике антимонопольных органов встречаются ситуации, когда хозяйствующим субъектом, желающим участвовать в торгах, достигается устное соглашение с иным хозяйствующим субъектом о необходимости участия последнего в торгах для выполнения формального условия проведения торгов, то есть признания торгов состоявшимися и получения права на заключение договора.
    С учетом того, что бремя доказывания обстоятельств и обоснованности принятого решения лежит на антимонопольном органе, указанные обстоятельства не могут не оцениваться и игнорироваться при рассмотрении соответствующих соглашений хозяйствующих субъектов при названной выше второй системе правового регулирования организации торгов, не предусматривающей право единственного участника на заключение договора по результатам признанных несостоявшимися торгов.
    Оценка таких обстоятельств должна осуществляться в рамках установления причинно-следственной связи между соглашением и негативными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах
    В целях формирования единообразия правоприменительной практики антимонопольных органов, территориальным органам ФАС России для правильной квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, являющихся участниками торгов, следует устанавливать полный состав участников торгов, а также наступление или возможность наступления последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах и причинно-следственную связь между соглашением и такими последствиями (возможностью их наступления).

    Письмо Федеральной налоговой службы от 31 мая 2018 г. № АС-4-5/10492 «О направлении разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ»
    ФНС России направляет письмо Минфина России от 23 мая 2018 г. № 24-02-05/34911, содержащее разъяснение отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающих в силу 1 июля 2018 г.
    Минфин России считает целесообразным с 1 июля 2018 г. устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 млн руб. до 5 млн руб., по аналогии права в пределах, предусмотренных для контактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 млн руб. до 20 млн руб.

    Письмо Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2018 г. № АК/40664/18 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"»
    ФАС России в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"» сообщает, что 3 июня 2018 г. вступила в силу ч. 10.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.
    Положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
    Ответственность за нарушение возлагается на рекламораспространителя.
    Датой нарушения законодательства о рекламе является дата опубликования ненадлежащей рекламы (в случае размещения рекламы на платежных документах — дата начала распространения таких платежных документов).
    Привлечение к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускается только, если такие платежные документы начали распространяться после вступления в силу указанных изменений в Закон о рекламе, то есть с 3 июня 2018 г.

    14. Таможенное законодательство

    Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 мая 2018 г. № 89 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов таможенных документов»
    В соответствии с принятым решением применение структур и форматов деклараций, утвержденных Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2018 г. № 2 «О структуре и формате декларации на товары и транзитной декларации», № 3 «О структуре и формате корректировки декларации на товары» и № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости» с 1 июля 2018 г. переносится на 1 февраля 2019 г.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 639 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81»
    Вносятся изменения в постановление Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
    Установлено, в частности, что необходимые документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
    • выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
    • фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
    Непредставление таких документов является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора, которые начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
    Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
    В новой редакции изложен Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

    15. Трудовое и миграционное законодательство

    Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 марта 2018 г. № 02-08-01/14-06-3766п <О расчете пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве>
    По мнению ФСС РФ, для рассмотрения вопроса об исчислении пособия по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве, признанного страховым случаем, возможно представление справки о заработной плате с помесячным отражением видов заработка, начисленного застрахованному в расчетном периоде.

    16. Социальное обеспечение

    Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 661 «О внесении изменений в Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
    Вносятся изменения в Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.
    Уточняется, что для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации после утверждения страховщиком значений основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год, но, как и ранее, не позднее 1 ноября текущего календарного года.
    Корректируются условия рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки. Кроме срока осуществления деятельности, другим условием теперь будет отсутствие у страхователя на день подачи заявления выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пеней и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки.
    Установлено, что в случае выявления страховщиком фактов представления страхователем недостоверных сведений по начисленным страховым взносам и по произведенным страхователем расходам на обеспечение по страхованию, а также сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, страховщик отменяет решение об установлении скидки.

    17. Разное

    Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Утверждена Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г.
    Концепция определяет основные риски в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также цели, основные направления развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и задачи по реализации этих направлений.
    В результате реализации Концепции национальная система должна соответствовать международным стандартам в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иметь оптимальную институциональную структуру и достаточное ресурсное и нормативно-правовое обеспечение.
    Достижение целей и выполнение задач, указанных в Концепции, должно позволить применять эффективные способы и меры противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые будут направлены преимущественно на предупреждение реализации угроз национальной безопасности и рисков совершения операций (сделок), без создания искусственных регулятивных барьеров для развития и модернизации экономики.

    Информационное сообщение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 6 июня 2018 г. № 240/13/2549 «О некоторых вопросах по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
    ФСТЭК России информирует, что обработка персональных данных не является лицензируемым видом деятельности.
    Вместе с тем оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных.
    Для выполнения работ по обеспечению безопасности персональных данных могут привлекаться на договорной основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
    Дата
    Отправить заявку
    E-mail*
    ФИО
    Контактная информация (телефон, Skype, другие способы связи)
    Вопрос*
    Введите символы с картинки*
    * - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
    О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
    +7 495 737-53-53, добавочный 5100