Аналитика

Следуйте за нами

Обзор законодательства. 16-30 июня.

05.07.2018

Оглавление

  • Общие вопросы налогообложения
  • Уплата и возврат налогов и сборов
  • Налог на добавленную стоимость
  • Налог на прибыль
  • Прочие налоги и сборы
  • Страховые взносы
  • Налоговый контроль
  • МСФО
  • Гражданское законодательство
  • Недвижимость / строительство
  • Хозяйственная деятельность
  • Банковское законодательство
  • Валютное законодательство
  • Антимонопольное законодательство
  • Таможенное законодательство
  • Трудовое и миграционное законодательство
  • Разное

  • 1. Общие вопросы налогообложения

    Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/359@ «Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами»
    Утвержден Перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2018 г. № 51419.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/360@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией»
    Утвержден Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2018 г. № 51418.

    2. Уплата и возврат налогов и сборов

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 июня 2018 г. № 03-02-07/1/41421 <Об уплате организацией, имеющей переплату по налогу, недоимки другой организации>
    НК РФ не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога одной организации посредством зачета суммы налога, излишне уплаченного другой организацией или подлежащей возмещению такой организации.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 2018 г. № 03-05-06-03/35693 <О возврате госпошлины, излишне уплаченной иным лицом за ее плательщика с использованием электронного средства платежа>
    Сбор, в частности государственную пошлину, за плательщика сбора может уплатить иное лицо, в том числе представитель плательщика сбора.
    Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджета уплаченного за плательщика сбора (государственной пошлины).
    При уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий иным лицом, в том числе представителем, за плательщика пошлины в платежном документе на перечисление суммы пошлины в бюджет должно быть указано, что иное лицо (представитель) действует от имени ее плательщика.
    К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы, если пошлина подлежит возврату в полном размере, и копии указанных платежных документов — если она подлежит возврату частично.
    Минфин России полагает, что платежное поручение, подтверждающее осуществление операции с использованием электронного средства платежа, а также извещение о списании денежных средств с банковского счета плательщика являются доказательством факта уплаты государственной пошлины и могут прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины.
    Если государственная пошлина уплачена иным лицом, то с заявлением о ее возврате в орган, уполномоченный совершать юридически значимое действие, должен обратиться плательщик государственной пошлины (т.е. лицо, в отношении которого было совершено данное действие).
    По мнению Минфина России, возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины должен осуществляться только на указанный в заявлении банковский счет плательщика пошлины.

    3. Налог на добавленную стоимость

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
    В соответствии с вносимыми в НК РФ изменениями к операциям, которые облагаются НДС по налоговой ставке 0%, отнесены операции по реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банку России, банкам налогоплательщиками, осуществляющими без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
    Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 7 июня 2018 г. № СД-3-3/3806@ «О внесении исправлений в счет-фактуру в случае изменения его формы»
    В случае внесения исправлений в счет-фактуру применяется та форма, которая действовала на дату составления первоначального счета-фактуры. Таким образом, если организация выставила счет-фактуру в июне 2017 г., то для составления исправленного счета-фактуры следует использовать форму счета-фактуры, действовавшую на дату его составления, то есть до 1 июля 2017 г.

    Информация Федеральной налоговой службы <О правомерности отказа налогоплательщикам в применении вычетов по НДС при реализации переработанной продукции за рубежом>
    ВС РФ отказал налогоплательщику в применении вычетов по НДС при реализации товара, который был произведен из российского сырья, но продан за рубежом.
    Налогоплательщик — производитель подсолнечного нерафинированного масла — по договору подряда передавал продукцию на переработку контрагенту, находившемуся на территории Республики Беларусь. Полученное в результате рафинированное масло было реализовано за рубежом.
    В результате налоговой проверки инспекция установила, что налогоплательщик необоснованно применял ставку 0% и вычеты по НДС для операций по реализации товара. По ст. 146, 147 НК РФ налогом облагается только та реализация, которая осуществляется на территории России. Только при соблюдении всех условий закона можно заявить вычет.
    Налогоплательщик не согласился с выводом инспекции и обратился в суд с просьбой признать недействительным ее решение в части уплаты доначисленных НДС, пени и штрафа. Суды согласились с налоговым органом.
    ВС РФ в определении по делу № 310-КГ18-5873 поддержал позицию нижестоящих судов и инспекции, признав правомерным отказ налогоплательщику в вычетах по НДС при реализации переработанной продукции за рубежом, и постановил уплатить доначисленные НДС, пени и штраф.

    4. Налог на прибыль

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 июня 2018 г. № 03-03-06/1/37575 <О применении ставки 0% по налогу на прибыль в отношении дивидендов, выплаченных иностранной организацией, и об уменьшении прибыли КИК на величину выплаченных ею дивидендов>
    Соблюдение условий для применения ставки 0% проверяется на день принятия решения о выплате дивидендов. Если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, налоговая ставка 0% применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Соблюдение условия о ненахождении выплачивающей дивиденды иностранной организации в данном Перечне также проверяется на день принятия решения о выплате дивидендов.
    В части налогообложения прибыли КИК сообщается, что прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность.
    По мнению Минфина России, уменьшение прибыли КИК на величину дивидендов, выплаченных в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется финансовая отчетность, возможно как за счет распределения прибыли года, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, так и за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (в том числе сформированной до 2015 года), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 309.1 НК РФ.

    5. Прочие налоги и сборы

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 03-04-05/36431 <Об НДФЛ и страховых взносах с сумм чаевых, перечисляемых клиентами напрямую официанту (с банковской карты клиента на банковскую карту официанта)>
    1. Налог на доходы физических лиц
    Доходы в виде чаевых, перечисляемых клиентами ресторанов (кафе) напрямую официанту (с банковской карты клиента на банковскую карту официанта), освобождаются от обложения НДФЛ.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 03-04-05/36697 <Об НДФЛ при продаже земельных участков, образованных в результате раздела>
    Поскольку при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, а первичный объект прекращает свое существование, срок нахождения в собственности образованных при разделе земельных участков для целей исчисления и уплаты НДФЛ при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки.
    Таким образом, если земельный участок находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, составляющий пять лет, доход от его продажи подлежит обложению НДФЛ.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 13 июня 2018 г. № СД-4-3/11383@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2018 года»
    ФНС России доводит данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за май 2018 г.:
    • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья — 75,14 долл. США за баррель;
    • среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России, за все дни налогового периода — 62,2090;
    • значение коэффициента Кц — 14,3343.
    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 июня 2018 г. № 03-04-05/41794 <Об НДФЛ и страховых взносах при выплате по решению суда среднего заработка за время вынужденного прогула незаконно уволенному работнику>
    Сумма среднего заработка за время вынужденного прогула, взысканная с организации на основании решения суда, подлежит обложению НДФЛ.
    Если суд в резолютивной части решения указывает сумму дохода, подлежащую взысканию в пользу физического лица, и сумму, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджет, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
    Если при вынесении решения суды не разделяют суммы, причитающиеся лицу и подлежащие удержанию с лица, организация — налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог с указанного дохода. В этом случае налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, на период с 1 по 31 мая 2018 года»
    Минэкономразвития России приводит следующие средние за истекший налоговый период (с 1 по 31 мая 2018 г.) цены на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья:
    • средние цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
    • средние цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
    • средняя оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок (4210,79 руб. за тыс. куб. метров);
    • средние цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (224,49 долл. США за тыс. куб. м).
    6. Страховые взносы

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 03-04-05/36431 <Об НДФЛ и страховых взносах с сумм чаевых, перечисляемых клиентами напрямую официанту (с банковской карты клиента на банковскую карту официанта)>
    2. Страховые взносы
    Суммы чаевых, перечисляемые клиентами ресторанов (кафе) напрямую официанту (с банковской карты клиента на банковскую карту официанта), не подлежат обложению страховыми взносами.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 2018 г. № 03-15-06/40448 <О начислении страховых взносов на вознаграждения членам совета директоров общества, являющимся иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации и работающими по гражданско-правовым договорам>
    По мнению Минфина России, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации и осуществляющие деятельность по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, являются застрахованными лицами только по обязательному пенсионному страхованию. На этом основании вознаграждения, производимые организацией в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, связанные с исполнением ими обязанностей члена совета директоров общества, подлежат обложению страховыми взносами только на обязательное пенсионное страхование.

    Письма Министерства финансов Российской Федерации от 14 июня 2018 г. № 03-15-06/40735, № 03-15-06/40742 <О страховых взносах с компенсации стоимости проезда к месту отпуска и обратно работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей>
    Выплаты работникам в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно и стоимости провоза багажа не облагаются страховыми взносами. Если организация оплачивает такие расходы члену семьи работника, то данная выплата не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку оплата производится за физическое лицо, которое не состоит в трудовых отношениях с организацией.
    В случае выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членов семей работников организацией непосредственно самому работнику, то, поскольку такие выплаты не поименованы в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, приведенном в НК РФ, данные выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 июня 2018 г. № 03-04-05/41794 <Об НДФЛ и страховых взносах при выплате по решению суда среднего заработка за время вынужденного прогула незаконно уволенному работнику>
    На суммы выплат заработной платы, которую по решению суда организация выплатила в пользу незаконно уволенного работника, страховые взносы начисляются.
    Обязанность по начислению и уплате страховых взносов возникает у организации, производящей данные выплаты. Физические лица — работники не являются плательщиками страховых взносов.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 25 июня 2018 г. № БС-4-11/12184@ <По вопросу обложения страховыми взносами выплат, производимых организацией в пользу физического лица по договору о передаче в аренду и иное пользование имущества>
    ФНС России направляет письмо Минфина России от 18 июня 2018 г. № 03-15-07/41602 по вопросу обложения страховыми взносами выплат, производимых организацией в пользу физического лица по договору о передаче в аренду и иное пользование имущества.
    Выплаты, производимые организацией в пользу физического лица по договору о предоставлении в пользование (в аренду) имущества, не подлежат обложению страховыми взносами.

    7. Налоговый контроль

    Приказ Федеральной налоговой службы от 12 апреля 2018 г. № ММВ-7-14/214@ «Об определении налогового органа, в который резидентом — физическим лицом представляются уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случае отсутствия у него места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации»
    ФНС России доводит до сведения, что в случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляются таким резидентом — физическим лицом в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2018 г. № 51391

    Информация Федеральной налоговой службы <О запросе налоговыми органами информации о поступлениях на карту налогоплательщика>
    Подпункт 1.1 ст. 86 НК РФ, который обязывает банки сообщать налоговым органам об открытии/закрытии счетов физических лиц, действует с 1 сентября 2016 г. Те же формулировки, но в другом пункте существовали в НК РФ с 1 июля 2014 г. А с 1 июня 2018 г. банки по запросам налоговых органов также должны представлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении денежных средств еще и по счетам в драгоценных металлах.
    Запросить информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках налогоплательщика налоговые органы могут только при проведении проверок в отношении этих лиц. Например, гражданин направил заявление о получении налогового вычета за покупку квартиры, не имея официального дохода. В этом случае налоговая инспекция может заинтересоваться поступлениями на счета такого налогоплательщика. Такие сведения налоговые органы могут запросить при согласии руководителя Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации или руководства ФНС России.
    Информация о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан не соответствует действительности.

    8. МСФО

    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 125н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации»
    Минфин России опубликовал МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования», который вводится в действие на территории Российской Федерации и устанавливает принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации по договорам страхования, относящимся к сфере применения настоящего стандарта. Целью МСФО (IFRS) 17 является обеспечение предоставления организацией уместной информации, которая правдиво представляет такие договоры. Данная информация является основой, используемой пользователями финансовой отчетности для оценки влияния, которое договоры страхования оказывают на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации.
    При применении МСФО (IFRS) 17 организация должна учитывать свои действительные права и обязанности, независимо от того, обусловлены они договором, законом или нормативными актами.
    Организация должна применять МСФО (IFRS) 17:
    • к выпущенным ею договорам страхования, включая договоры перестрахования;
    • удерживаемым ею договорам перестрахования;
    • выпущенным ею инвестиционным договорам с условиями дискреционного участия при условии, что организация также выпускает договоры страхования.
    Стандарт вступает в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения — со дня его официального опубликования; для обязательного применения — в сроки, определенные в этом документе.
    Документом вносятся поправки к другим стандартам МСФО:
    • МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»;
    • МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»;
    • МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (с учетом поправок, внесенных МСФО (IFRS) 16);
    • МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
    • МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации»;
    • МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (с учетом поправок, внесенных МСФО (IFRS) 16);
    • МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»;
    • МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»;
    • МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»;
    • МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»;
    • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
    • МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;
    • МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»;
    • МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия» (с учетом поправок, внесенных документом «Ежегодные усовершенствования стандартов МСФО, период 2014 - 2016 гг.»);
    • МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление»;
    • МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
    • МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
    • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
    • МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость»;
    • Разъяснение ПКР (SIC) 27 «Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды».
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21 июня 2018 г. № 51396.

    9. Гражданское законодательство

    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 2018 г. № 86н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 169н»
    В целях реализации Федерального закона от 30 октября 2017 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Минфина России от 30 сентября 2016 г. № 169н.
    Установлено, в частности, что результатом предоставления государственной услуги является в том числе документ о постановке на учет в налоговом органе (если государственная регистрация является основанием для постановки на учет в налоговом органе).
    Результат предоставления государственной услуги оформляется в форме электронных документов.
    В случае направления документов в инспекцию почтовым отправлением, представления непосредственно, направления в форме электронных документов, подписанных заявителем, и при наличии в инспекции запроса заявителя о предоставлении результата оказания государственной услуги на бумажном носителе инспекция составляет на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов.
    Предусмотрено, что размеры государственной пошлины в отношении физических лиц применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления и уплаты соответствующей пошлины с использованием единого портала госуслуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22 июня 2018 г. № 51407 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, вступающих в силу 1 октября 2018 г.

    Письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 июня 2018 г. № 3041/03-16-3 «О договоре условного депонирования (эскроу) и договоре публичного депозитного счета»
    В связи с вступлением в силу 1 июня 2018 г. законодательства, регулирующего правила заключения договора публичного депозитного счета, а также деятельность нотариусов как эскроу-агентов, ФНП разъясняет ряд вопросов.
    Сообщается, в частности, что под эскроу (условное депонирование) понимается такой способ исполнения обязательства, когда имущество передается через пользующееся доверием третье лицо (эскроу-агента).
    Правила гражданского законодательства об эскроу-агенте подлежат распространению на нотариусов при принятии ими на депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг на основании совместного заявления кредитора и должника.
    Выполняя функции эскроу-агента, нотариус выступает гарантом исполнения обязательств депонента и проведения расчетов между сторонами соглашения, однако непосредственно стороной сделки не является.
    Для целей передачи нотариусу имущества на депонирование договор эскроу не заключается.
    В результате депонирования при наступлении условий (оснований) передачи движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг у бенефициара возникает право требования к нотариусу в отношении такого имущества. В связи с этим после получения соответствующего требования бенефициара нотариус обязан проверить наступление условий (оснований) передачи, установленных в договоре эскроу. К таким условиям (основаниям), в частности, можно отнести:
    • наступление установленного договором срока;
    • наступление установленного договором события;
    • совершение определенных действий бенефициаром;
    •  совершение определенных действий третьим лицом.
    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»
    В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции, Пленум ВС РФ дает соответствующие разъяснения.
    Договор перевозки груза
    19. Договор перевозки груза — это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.
    20. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.
    21. Лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственной перевозки груза. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. Грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов. При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.
    22. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:
    • перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;
    • в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику.
    Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика.
    При приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.
    23. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц.
    24. Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза.
    Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора
    25. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу), если он фактически осуществлял перевозку своими транспортными средствами либо выписал свой транспортный документ, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.
    27. Право на предъявление к перевозчикам требований, связанных с осуществлением перевозок груза, имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов.
    28. Лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки.
    29. Условия договора транспортной экспедиции об ограничении ответственности экспедитора по сравнению с тем, как его ответственность определена в законе, являются ничтожными.
    Претензии и иски по спорам, связанным с перевозкой пассажиров и багажа, груза, а также с транспортно-экспедиционным обслуживанием
    30. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год.
    На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется.
    31. Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»
    В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о хозяйственных обществах Пленум ВС РФ дал следующие разъяснения.
    Общие положения об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью
    При рассмотрении требования о признании сделки недействительной, как совершенной с нарушением порядка совершения крупных сделок, подлежит применению ст. 173.1 ГК РФ, а с нарушением порядка совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, — п. 2 ст. 174 ГК РФ (п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 Закона об акционерных обществах, п. 6 ст. 45, п. 4 ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью) с учетом особенностей, установленных указанными Законами.
    Срок исковой давности по требованиям о признании крупных сделок и сделок с заинтересованностью недействительными и применении последствий их недействительности исчисляется по правилам п. 2 ст. 181 ГК РФ и составляет один год.
    При оценке соблюдения правил совершения крупной сделки или сделки с заинтересованностью необходимо исходить из того, что в решении о согласии на совершение (одобрении) сделки, должно быть указано лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), а также ее основные условия или порядок их определения. Совершенная сделка считается одобренной, если ее основные условия соответствовали сведениям об этой сделке, нашедшим отражение в решении об одобрении ее совершения либо в приложенном к этому решению проекте сделки.
    Решение об образовании единоличного исполнительного органа, в том числе о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей компании (управляющему), и избрании членов коллегиальных органов не требует отдельного одобрения в порядке, установленном для одобрения крупных сделок или сделок с заинтересованностью.
    К мировому соглашению, признанию иска и отказу от иска по делу, стороной которого является хозяйственное общество, подлежат применению правила о порядке совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
    Участник хозяйственного общества и член совета директоров, оспаривающие сделку общества, действуют от имени общества.
    Отказ в иске о признании недействительной крупной сделки, сделки с заинтересованностью или то обстоятельство, что сделка не оспаривалась, сами по себе не препятствуют удовлетворению требования о возмещении убытков, причиненных обществу.
    Крупные сделки
    Для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков: количественного (стоимостного) качественного. Любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное. Бремя доказывания совершения оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности лежит на истце.
    Совет директоров (наблюдательный совет), а при его отсутствии — единоличный исполнительный орган акционерного общества обязан утвердить заключение о крупной сделке, если вопрос о ее одобрении подлежит рассмотрению на общем собрании акционеров.
    Решая вопрос, отвечает ли оспариваемая сделка количественному (стоимостному) критерию крупных сделок, ее сумму (размер) следует определять без учета требований, которые могут быть предъявлены к соответствующей стороне в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (например, неустоек), за исключением случаев, когда будет установлено, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом.
    О взаимосвязанности сделок общества могут свидетельствовать такие признаки, как преследование единой хозяйственной цели при заключении сделок, в том числе общее хозяйственное назначение проданного (переданного во временное владение или пользование) имущества, консолидация всего отчужденного (переданного во временное владение или пользование) по сделкам имущества у одного лица, непродолжительный период между совершением нескольких сделок.
    Сделки с заинтересованностью
    Выгодоприобретателем в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, признается не являющееся стороной в сделке лицо, которое в результате ее совершения может быть освобождено от обязанностей перед обществом или третьим лицом, либо получает права по данной сделке, либо иным образом извлекает имущественную выгоду.
    Невозможность квалификации сделки в качестве сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не препятствует признанию судом такой сделки недействительной на основании п. 2 ст. 174 ГК РФ, а также по другим основаниям.
    Для признания сделки подпадающей под признаки сделок с заинтересованностью необходимо, чтобы заинтересованность соответствующего лица имела место на момент совершения сделки.
    В голосовании по вопросу об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не вправе принимать участие также участники — юридические лица, хотя и не являющиеся заинтересованными лицами, но находящиеся под контролем заинтересованных лиц (подконтрольные организации).
    Требование о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью может быть направлено в любой момент, в том числе до направления извещения о совершении такой сделки. Требование может быть направлено и после совершения сделки. В этом случае соответствующий орган общества рассматривает вопрос о последующем одобрении такой сделки.
    Наличие решения об одобрении сделки с заинтересованностью не является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании ее недействительной. При его наличии бремя доказывания того, что сделка причинила ущерб интересам общества, возлагается на истца. Бремя доказывания того, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о наличии элемента заинтересованности в сделке и об отсутствии согласия (одобрения) на ее совершение, возлагается на истца. Применительно к сделкам с заинтересованностью судам надлежит исходить из того, что другая сторона сделки (ответчик) знала или заведомо должна была знать о наличии элемента заинтересованности, если в качестве заинтересованного лица выступает сама эта сторона сделки или ее представитель, изъявляющий волю в данной сделке, либо их супруги или родственники.

    10. Недвижимость / строительство

    Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 июня 2018 г. № 24818-ХМ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства в II квартале 2018 года»
    Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2018 г., в том числе величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости оборудования.

    11. Хозяйственная деятельность

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 33 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»
    Внесенными в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками к объектам, в отношении которых могут заключаться соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), отнесены сооружения связи.

    Федеральный закон от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    Изменениями, внесенными в Федеральные законы от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что объектами таких соглашений могут быть в том числе:
    • программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе государственные информационные системы) и (или) сайты в сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов (далее — объекты информационных технологий), либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими такими объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной соглашением;
    • совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных).
    Оба Закона дополнены главами, которыми регулируются особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соответствующего соглашения, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий.
    Ряд поправок внесен в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, установлено, что в случае создания или модернизации информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о ГЧП функции оператора информационной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером соответственно.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 мая 2018 г. № 23-01-06/34205 <По вопросу о правомерности осуществления возвратов администраторами доходов бюджетов излишне или ошибочно уплаченных сумм неналоговых платежей плательщикам — третьим лицам>
    В настоящее время возможность уплаты налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации иным лицом за лицо, обязанность которого состоит в уплате данных платежей, установлена НК РФ.
    Возможность уплаты неналоговых платежей, таких как арендная плата, штрафы, иным лицом за лицо, которое обязано осуществить данные платежи, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
    По мнению Минфина России, администратор доходов бюджета не вправе принимать к учету платежные документы от иных лиц и должен осуществить возврат данного платежа, как излишне (ошибочно) уплаченного в бюджет, плательщику (иному лицу).

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 03-01-15/41169 <О применении ККТ при расчетах с использованием электронных средств платежа и через посредника>
    При осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя (клиента) кредитной организацией.
    Если ККТ применяется платежным агентом, применение ККТ поставщиком не требуется.

    12. Банковское законодательство

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств»
    Законом определяется порядок приостановления кредитной организацией перевода денежных средств клиента в случае выявления признаков совершения перевода без его согласия.
    Так, статья 26 «Банковская тайна» Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнена положением, согласно которому информация о случаях и (или) попытках переводов денежных средств без согласия клиента (в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах, в отношении которых были зафиксированы такие случаи и (или) попытки) предоставляется в случаях, предусмотренных Законом о национальной платежной системе, кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. Банк России вправе предоставлять получаемую информацию кредитным организациям, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры в случаях, предусмотренных указанным Законом.
    Поправками в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уточняются полномочия Банка России, связанные с обеспечением защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента.
    Внесенными в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» изменениями дополняются статьи, посвященные распоряжению клиента, порядку его приема к исполнению и исполнению, а также порядку использования электронных средств платежа и обеспечению защиты информации в платежной системе.
    Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О национальной платежной системе"»
    Внесенными в ст. 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» изменениями уточняются требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении банковского платежного агента (субагента).
    Предусмотрено, что банковский платежный агент (субагент) вправе совмещать свою деятельность с деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, и использовать специальный банковский счет, предусмотренный данной статьей, в качестве специального банковского счета платежного агента в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

    Положение о порядке оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России. Утверждено Центральным банком Российской Федерации 28 марта 2018 г. № 638-П
    Положением устанавливается порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России.
    Банк России, являясь оператором услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России и оператором по переводу денежных средств, предоставляет клиентам Банка России услуги по переводу денежных средств и услуги платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России, подлежащие оплате.
    Услуги по переводу денежных средств, подлежащие оплате, включают в себя:
    • прием к исполнению (составление) распоряжения о переводе денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов и исполнение распоряжения;
    • списание на основании распоряжения Банка России денежных средств со счета по кассовому обслуживанию подразделения кредитной организации (филиала).
    Услуги платежной инфраструктуры, подлежащие оплате, включают в себя:
    • услуги по изготовлению экземпляров распоряжений на бумажном носителе;
    • информационные услуги.
    Определены услуги, за предоставление которых плата не взимается, а также порядок предоставление счетов за услуги и урегулирование разногласий по оплате услуг и порядок взыскания денежных средств в счет оплаты услуг Банка России.
    Положение подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 26 марта 2018 г. № 9) и вступает в силу 2 июля 2018 г.
    Положение зарегистрировано в Минюсте России 19 июня 2018 г. № 51378.

    Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Утверждено Банком России 29 января 2018 г. № 630-П
    Положением определяется порядок ведения кассовых операций с валютой Российской Федерации в виде банкнот и монеты Банка России, а также устанавливаются правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
    Положение зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2018 г. № 51359.

    13. Валютное законодательство

    Приказ Федеральной налоговой службы от 12 апреля 2018 г. № ММВ-7-14/214@ «Об определении налогового органа, в который резидентом — физическим лицом представляются уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случае отсутствия у него места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации»
    В случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, такой резидент — физическое лицо представляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2018 г. № 51391.

    14. Антимонопольное законодательство

    Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки»
    В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены:
    • Правила подтверждения соответствия электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки единым требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок;
    • Правила утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
    • единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок;
    • дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок.
    Постановление, за исключением ряда положений, вступает в силу 1 июля 2018 г. и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства»
    Утверждены дополнительные требования к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Постановление вступает в силу 1 июля 2018 г. и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок, которые соответствуют единым требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе, и утвержденным дополнительным требованиям.

    Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2018 г. № 362/18 «Об утверждении Порядка рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства»
    Утвержден Порядок рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства.
    Порядком устанавливаются правила рассмотрения в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2018 г. № 51364.

    Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. № АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников»
    Использование образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе:
    • медицинских услуг;
    • средств личной гигиены.
    Реклама любых товаров с использованием образов медицинских работников допускается, если она распространяется исключительно:
    • в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
    • в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
    Таким образом, если в рекламе учебного заведения, осуществляющего подготовку медицинских работников, объектом рекламирования выступают образовательные услуги, использование образов медицинских работников допускается исключительно, если эта реклама распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий или в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
    Под образом медицинского и фармацевтического работника понимается в том числе указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
    Голос человека сам по себе является формой предоставления информации и, по мнению ФАС России, не рассматривается как использование образа медицинского работника, если он явно не создает наглядного представления о медицинском или фармацевтическом работнике.
    Следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника можно и путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика такого работника.

    Письмо Федеральной антимонопольной службы от 20 июня 2018 г. № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе»
    Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.
    Реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность подобной рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
    Если информация отвечает признакам рекламы и имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Федерального закона «О рекламе».

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2018 г. № 24-04-06/44451, № АД/48543/18 «О позиции Минфина России и ФАС России о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»
    В связи с вопросами о применении Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и вступлением в силу 1 июля 2018 г. положения Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минфин России и ФАС России сообщают позицию о приведении положения о закупке, предусмотренного Законом № 223-ФЗ, в соответствие с Законом № 505-ФЗ.
    В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона № 505-ФЗ:
    1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 г.;
    2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 г. считаются не размещенными в единой информационной системе;
    3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
    Учитывая положения ч. 3 ст. 4 Закона № 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ до 1 января 2019 г., заказчик с 1 июля 2018 г. и по 1 января 2019 г. вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.

    15. Таможенное законодательство

    Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44 «О типовых схемах оценки соответствия»
    Утверждены типовые схемы оценки соответствия.
    Документ разработан в целях реализации положений п. 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.), используется при разработке и применении технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза) и устанавливает типовые схемы оценки соответствия продукции или продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов.
    Документ содержит типовые схемы подтверждения соответствия (типовые схемы сертификации и типовые схемы декларирования соответствия) и типовые схемы государственной регистрации.
    Формы, схемы и процедуры оценки соответствия продукции устанавливаются в техническом регламенте с учетом данного документа.
    Выбор форм и схем оценки соответствия осуществляется с учетом опасных факторов и на основе анализа рисков, характерных для продукции, а также с учетом круга заявителей при оценке соответствия, установленного техническим регламентом.
    Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

    Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 июня 2018 г. №103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров»
    Порядком определяются случаи отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности заявления сведений о предварительной величине таможенной стоимости товаров, порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости товаров, особенности таможенного контроля таможенной стоимости товаров.
    Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

    Письмо Федеральной таможенной службы России от 14 июня 2018 г. № 14-88/35479 «О направлении информации»
    ФТС России разъясняет, что в случае если при выпуске товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу не могут быть представлены документы о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), то они могут быть представлены после выпуска товара в срок необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товара, если не установлен иной срок.
    Таможенные органы отказывают в выдаче разрешения на представление документов о соответствии после выпуска товаров, если декларант в течение года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела.
    Условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, когда ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой их безопасности, — также запрещены к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
    Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия продукции.
    Определены случаи, при которых маркирование продукции должно осуществляться до выпуска товаров таможенными органами в обращение и возможно после получения документа о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии).
    Определены условия, при которых товары, подлежащие маркированию единым знаком обращения, но не маркированные им в месте производства, могут выпускаться таможенным органом условно.

    Информация Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 июня 2018 г. «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 июля 2018 года»
    Минэкономразвития России публикует результаты мониторинга цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья и расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении них:
    • мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 мая 2018 г. по 14 июня 2018 г.: уровень цены — 549,1 долл. США за тонну;
    • ставки вывозных таможенных на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 июля 2018 г., в том числе ставка пошлины на нефть сырую — 139,1 долл. США за тонну.
    16. Трудовое и миграционное законодательство

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"»
    Внесены изменения в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
    Уточнены определения понятий «место пребывания» и «принимающая сторона».
    Корректируются перечень оснований для учета по месту пребывания и сам перечень мест пребывания:
    Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
    • по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
    • по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
    Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую или иную не запрещенную деятельность в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
    Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

    Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне. Утверждены Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 5 июня 2018 г. № 2-4-71-13-8
    Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне (ГО) являются методической основой для организации и проведения вводного инструктажа работников по гражданской обороне по месту работы.
    Рекомендации содержат общие положения, порядок организации и осуществления, планируемые результаты прохождения, примерную программу вводного инструктажа по гражданской обороне, а также типовую форму журнала учета.
    Вводный инструктаж работников организаций по ГО проводится в организациях на основании требований постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
    Вводный инструктаж по ГО —- это форма подготовки работающего населения в области ГО, осуществляемая работодателем, направленная на ознакомление нанимаемых работников с информацией о наиболее вероятных опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, с учетом особенностей деятельности и месторасположения организации работодателя, а также основ защиты от этих опасностей, установленных в организации.
    Вводный инструктаж по ГО проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд (работников).
    Вводный инструктаж по ГО проходят:
    • вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
    • лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.
    Вводный инструктаж по ГО проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
    Уведомление под роспись лица, ответственного за проведение вводного инструктажа по ГО, о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц осуществляет кадровый орган в срок не более семи календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
    В целях проведения с работниками вводного инструктажа по ГО в организации рекомендуется назначить ответственное лицо, разработать и утвердить программу проведения вводного инструктажа, а также форму журнала учета его прохождения.

    17. Разное

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 13.40, которой устанавливается ответственность за неисполнение обязанностей оператором поисковой системы.
    Статья 19.7.10 «Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» дополнена частью 1.1, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в сети Интернет программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, данных, позволяющих идентифицировать владельца программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, или сведений об уведомлении владельца программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, о необходимости размещения данных, позволяющих идентифицировать такого владельца, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 30 тысяч руб.; на юридических лиц — от 50 тысяч до 300 тысяч руб.
    Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2018 г. № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве»
    В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих основания и порядок конфискации имущества, Пленум ВС РФ дает соответствующие разъяснения.
    Указано, в частности, что деньги, ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации на основании п. «а» и «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, если они получены в результате совершения только тех преступлений, которые указаны в данных нормах, или явились предметом незаконного перемещения через таможенную границу либо через Государственную границу Российской Федерации, ответственность за которое установлена ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ. Кроме того, подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, используемые для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) либо предназначенные для этих целей.
    К орудиям, оборудованию или иным средствам совершения преступления следует относить предметы, которые использовались либо были предназначены для использования при совершении преступного деяния или для достижения преступного результата.
    Имущество подлежит конфискации и не может быть возвращено лицу, являющемуся его владельцем, если это лицо участвовало в совершении преступления, в связи с которым применяется конфискация.
    По делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности. Вместе с тем деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.
    По уголовным делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности конфискации подлежит любое имущество, принадлежащее обвиняемому, являющееся орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления.
    Деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества подлежат конфискации независимо от их принадлежности.
    В целях обеспечения возможной конфискации арест может быть наложен судом на имущество, находящееся не только у подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, но и у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий либо использовалось или предназначалось для использования в совершении преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
    Для решения вопроса о конфискации имущества, переданного обвиняемым другому лицу (организации), суду требуется на основе исследования доказательств установить, что лицо, у которого находится имущество, знало или должно было знать, что имущество получено в результате преступных действий или использовалось либо предназначалось для использования при совершении преступления.
    Если с учетом обстоятельств уголовного дела осуществить конфискацию определенного предмета не представляется возможным в связи с его использованием, продажей или по каким-либо иным причинам, то в целях конфискации имущества, соразмерного его стоимости, может быть назначена судебная экспертиза.
    Дата
    Отправить заявку
    E-mail*
    ФИО
    Контактная информация (телефон, Skype, другие способы связи)
    Вопрос*
    Введите символы с картинки*
    * - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
    О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
    +7 495 737-53-53, добавочный 5100