Трансфертное ценообразование

1 января 2012 года вступил в силу раздел V.I Налогового кодекса Российской Федерации, введенный Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ. По истечении времени с начала действия новых правил контроля цен для целей налогообложения актуальность данного вопроса лишь усиливается.
Попытки регулирования цен для целей налогообложения предпринимались отдельными государствами еще в начале прошлого столетия, и лишь к концу семидесятых годов некоторым из них удалось систематизировать накопленный опыт.

В конечном итоге в середине 90-х годов XX века Организацией экономического сотрудничества и развития было выпущено Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations), которое легло в основу большинства национальных законодательств государств мира, При подготовке Закона № 227-ФЗ отечественный законодатель также во многом ориентировался именно на этот документ.

Между тем регулирование в сфере контроля трансфертных цен находится в постоянной динамике: осуществляется активное правоприменение национальными и наднациональными судами, совершенствуются общеобязательные кодексы и инструкции на уровне Европейского Союза, уточнения вносятся и в само Руководство ОЭРС. В качестве одного из наиболее значимых событий последних лет многие специалисты признают восьмое заседание Комитета экспертов ОНН по вопросам международного сотрудничества в вопросах налогообложения. По результатам дискуссии, состоявшейся в конце 2012 года, эксперты подготовили проект Инструкции ЕС по вопросам трансфертного ценообразования для развивающихся стран (UN Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Countries). Этот 495-страничный документ в итоговой редакции увидел свет в конце мая 2013 г. Проведение скрупулезной методологической и разъяснительной работы, безусловно, является общемировым трендом, и Российская Федерация не является исключением.

По мнению представителей Минфина России, трансфертное ценообразование — одна из наиболее сложных форм налогового контроля.

В связи с этим ФНС России последовательно и планомерно оказывает поддержку российским налогоплательщикам в разъяснении новых правил контроля цен. К настоящему моменту налоговой службой выпущены рекомендации по вопросам подготовки уведомительных и отчетных документов, заключению соглашений о ценообразовании, некоторым процедурным вопросам. Активная разъяснительная работа ведется и специалистами Минфина России, в частности на сайте Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России. Однако ожидаемая профискальная позиция ведомства уже привела к появлению отдельных писем, противоречащих положениям нового Закона.

Не меньшие опасения вызывает существующая судебная практика по «старым» (до 1 января 2012 года) правилам контроля цен: дискутируется возможность ее применения к новым правоотношениям. Обсуждается также вероятность использования новых правил при рассмотрении судами споров по налоговым проверкам 2011—2012 годов. Нельзя не отметить и новые веяния в отношении старых правил (ранее действовавшей редакции ст. 40 НК РФ) на уровне Президиума ВАС РФ. Достаточно стабильный правоприменительный подход высших судей может привести к тому, что доводы, изложенные в конце 2012 года при рассмотрении налогового спора крупнейшего удмуртского налогоплательщика, будут оказывать существенное влияние на арбитражных судей при решении вопроса об определении рыночных цен.

В силу значительного масштаба произошедших изменений контролирующие органы формируют отдельную организационно-правовую инфраструктуру контроля за крупнейшими налогоплательщиками страны. Так, приказом Минфина России создана Межрегиональная инспекция ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения, сотрудники которой будут заниматься, помимо прочего, проведением риск-менеджмента и предпроверочного анализа. Для снижения нагрузки как на проверяющих, так и на самих налогоплательщиков форсированы работы по созданию консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и заключению соглашений о ценообразовании.

Среди множества проблем организационного, методологического и правового характера, остро вставших перед крупнейшими предприятиями страны в связи с принятием нового закона о трансфертных ценах, наибольшие практические трудности у экспертов вызвали вопросы корректировок, а также поиска финансовой отчетности для проведения сравнительного анализа цен. Юристы «ФБК Право» для приведения условий анализируемых сделок к сопоставимым используют методики, прошедшие официальную апробацию в таможенных органах, а также методики, официально опубликованные в Информационном бюллетене Минюста России (в случае их применимости).

По мнению председателя Правительства РФ, окончательную оценку переходу к трансфертному ценообразованию и введению института КГН можно будет дать лишь после анализа социально-политических и экономических последствий этих нововведений.

В настоящий момент специалисты группы «ФБК» предлагают крупнейшим игрокам российской экономики следующие виды услуг в сфере трансфертного ценообразования:
  • консультирование по вопросам трансфертного ценообразования и консолидированных групп налогоплательщиков;
  • расчет цен для целей налогообложения;
  • диагностика существующей системы ценообразования и анализ налоговых рисков;
  • регламентация бизнес-процессов с целью соблюдения новых правил контроля цен;
  • внедрение и автоматизация разработанных регламентов;
  • подготовка обязательной документации;
  • защита в налоговых спорах.
Многолетний опыт защиты интересов бизнеса в спорах с налоговыми органами, выигранные судебные дела по ранее действовавшей ст. 40 НК РФ, отработанные процессуальные техники доказывания соответствия цены рыночному уровню позволяют с уверенностью говорить о «ФБК Право» как о ведущей компании в вопросах трансфертных цен.

Помимо юристов в проектах по трансфертному ценообразованию принимают участие экономисты и консультанты по автоматизации группы «ФБК». В течение ряда лет ФБК и международные компании обмениваются опытом, наработками и методологиями по вопросам контроля трансфертных цен и данными информационных ресурсов — потенциальных источников для контроля цен.

Вместе с тем услуги в сфере трансфертного ценообразования, оказываемые группой «ФБК», являются результатом объединения усилий и профессиональных компетенций не только специалистов самой группы, но и независимых аналитиков и экспертов. Группа ФБК является стратегическим партнером группы Transfer Pricing Associates Group (ТРА Global) — одной из ведущих международных экспертных ассоциаций по трансфертному ценообразованию, налогообложению и таможенному регулированию со штаб-квартирой в Амстердаме и собственными офисами более чем в 50 странах по всему миру. Партнерство с TPA Global обеспечивает консультационную поддержку по международно-правовым аспектам, связанным с трансфертным ценообразованием.

На сегодняшний день нашими специалистами успешно реализован ряд проектов в сфере трансфертного ценообразования по новому Закону № 227-ФЗ.
              
Галина
Акчурина

Партнер
Директор департамента налоговых споров
AkchurinaG@fbk.ru
+7 495 737-53-53
Отправить заявку
E-mail*
Контактная информация
Кто Вы? Как с Вами связаться? (телефон, Skype, другие способы связи)
Вопрос*
Введите символы с картинки*
* - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
О статусе Вашей заявки можно узнать, позвонив по телефону
+7 495 737-53-53, добавочный 5100