Уведомления
24 мая 2024
ФБК Legal на заседании Комитета по налогам и финансам CCI France Russie
Управляющий партнер ФБК Legal Алексей Нестеренко выступил на заседани...
21 мая 2024
ФБК Legal на I Всероссийском форуме по медиации
Партнер ФБК Legal Александр Григорьев выступил на I Всероссийском фор...
27 апреля 2024
ФБК Legal на Litigation Forum Право.ru
Руководитель практики ФБК Legal Владислав Корнейчук выступил на конфе...
23 апреля 2024
ФБК Legal провела мастер-класс на юридическом факультете СПбГУ
Екатерина Субботина, руководитель практики Департамента налоговых усл...
10 апреля 2024
ФБК Legal в юридическом рейтинге «Коммерсантъ»
ФБК Legal, согласно рейтингу юридических фирм газеты «Коммерсант...
26 марта 2024
ФБК Legal на конференции «Рынок недвижимости и строительства в 2024 году: юридические риски»
Директор департамента правового консалтинга ФБК Legal Екатерина Котов...
13 марта 2024
ФБК Legal на Российской строительной неделе
Партнер ФБК Legal Александр Григорьев в рамках деловой программы Росс...
25 января 2024
ФБК Legal на семинаре «Законы и поправки: что изменится в 2024 году?»
Директор департамента правового консалтинга ФБК Legal Екатерина Котов...
15 января 2024
Новый алерт ФБК Legal
Разворот на Восток
29 декабря 2023
ФБК Legal подводит налоговые итоги 2023 года
Команда ФБК Legal отобрала ряд ключевых изменений, которые произошли ...
21 ноября 2023
Партнер ФБК Александр Григорьев выступил на Ежегодном форуме по налоговому мониторингу
В рамках форума участники обсудили дальнейшие направления цифрови...
20 ноября 2023
ФБК Legal на конференции «Девелопмент и строительство: правовые вопросы»
Директор департамента правового консалтинга ФБК Legal Екате...
27 октября 2023
ФБК Legal на конференции «Корпоративное право и корпоративное управление – 2023»
Директор департамента правового консалтинга ФБК Legal Екатерина Котов...
17 октября 2023
ФБК Legal на конференции «Недвижимость. Земля. Строительство»
Руководитель практики ФБК Legal Екатерина Субботина выступила на ...
03 октября 2023
ФБК Legal на конференции «Налоговая политика и налоговые споры – 2023»
Партнер ФБК Legal Александр Григорьев принял участие в конференции «Н...
28 сентября 2023
ФБК Legal на конференции «Налоги-2023»
Екатерина Субботина рассказала о налоговых льготах для компаний, осущ...
26 сентября 2023
ФБК Legal на конференции «Ответственность топ-менеджеров компании: взыскание убытков, субсидиарная и уголовная ответственность»
Директор департамента правового консалтинга ФБК Legal Екатерина Кот...
14 сентября 2023
Приостановление действия соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными странами
С 8 августа 2023 года приостановлено действие отдельных положений...
13 сентября 2023
Налог на сверхприбыль
Кто будет платить налог, как его рассчитать, как и когда платить ...
28 июля 2023
Обзор ключевых изменений в налогообложении физических лиц
Сегодня, 28 июля, Совет Федерации рассмотрит принятый Госдумой в ...
21 июля 2023
Налог на сверхприбыль — второе чтение
Проект закона о налоге на сверхприбыль принят во втором чтении. Подро...
19 июля 2023
Новые составы правонарушений в области интернет-рекламы
С 1 сентября 2023 года вступают в силу изменения в КоАП РФ о штра...
23 июня 2023
Расширение перечня офшорных зон
Новый алерт от юристов ФБК Legal
19 июня 2023
Налог на сверхприбыль – новые тренды
Подробнее в алерте 
06 июня 2023
Управляющий партнер ФБК Legal Алексей Нестеренко в прямом эфире «Коммерсанта»
7 июня 2023 года управляющий партнер ФБК Legal Алексей Несте...
01 июня 2023
Менеджер Департамента налогового структурирования сделок ФБК Legal Эдуард Гюльбасаров выступил на Неделе российского ритейла
Менеджер Департамента налогового структурирования сделок ФБК Legal Эд...
26 мая 2023
Подтверждение аккредитации IT-компании
Как пройти такую процедуру и есть ли исключения, читайте по ссылке
21 апреля 2023
Партнер ФБК Legal Александр Григорьев на конференции Налоговый контроль
Партнер ФБК Legal Александр Григорьев выступил на Х практической кон...
05 апреля 2023
Управляющий партнер ФБК Legal Алексей Нестеренко о том, как валютное регулирование связано с переквалификацией сделок со стороны ФНС
28 марта 2023
ФБК Legal — в лидерах рейтинга юридических фирм РАА
ФБК Legal заняла первые позиции сразу в четырех практиках нового рейт...
17 марта 2023
Юристы ФБК Legal выиграли кассацию в деле о заключении дополнительного соглашения к договору аренды по электронной почте
 Дело можно назвать формирующим практику, ведь в большинстве слу...
03 марта 2023
Руководитель практики ФБК Legal Елизавета Капустина выступила на общем собрании Ассоциации “Электрокабель”
Елизавета Капустина выступила на 81 общем собрании Ассоциации “Элект...
17 января 2023
Юристы ФБК Legal защитили интересы клиента по строительному спору на сумму 2,2 млрд рублей
Юристы ФБК Legal представляли интересы генерального подрядчика пр...
12 января 2023
Юристы ФБК Legal защитили интересы компании-арендатора в деле о признании дополнительного соглашения заключенным по электронной переписке
Защищая интересы арендатора, юристы ФБК Legal, Елизавета Капустина, А...
12 января 2023
Стороны изменили условия договора до банкротства. Как оспорить допсоглашение?
Материал Алены Ермоленко и Ивана Звонкова подготовили материал для&nb...
En

Обзор законодательства. 1-15 октября 2016 г.

18 октября 2016
Оглавление

1. Общие вопросы налогообложения
2. Уплата и возврат налогов и сборов
3. Налог на добавленную стоимость
4. Налог на прибыль
5. Прочие налоги и сборы
6. Страховые взносы
7. Налоговый контроль
8. Отчетность
9. МСФО
10. Аудит
11. Хозяйственная деятельность
12. Недвижимость / строительство
13. Экономика
14. Ценные бумаги / Финансовый рынок
15. Антимонопольное законодательство
16. Таможенное законодательство
17. Банковское законодательство
18. Трудовое и миграционное законодательство

1. Общие вопросы налогообложения

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 03-01-23/53376 <О представлении уведомления об участии в иностранной организации при неоднократном изменении доли участия в ней>
Налогоплательщик обязан представить уведомление об участии в иностранной организации о каждом изменении доли участия в иностранной организации, которое признается таковым в соответствии с личным законом этой иностранной организации.


2. Уплата и возврат налогов и сборов

Письмо Федеральной налоговой службы от 3 октября 2016 г. № ГД-4-8/18539@ <Об информировании банка о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика — кредитной организации>
Сообщается о внедрении в промышленную эксплуатацию в целях обеспечения требований п. 12 ст. 76 НК РФ интернет-сервиса «Системы информирования банков о состоянии обработки электронных документов» («БАНКИНФОРМ»), который позволяет получать актуальную информацию о наличии либо об отсутствии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке
Отмечается, что при вводе ИНН кредитной организации в интернет-сервисе отразится информация о наличии либо об отсутствии решения о приостановлении операций по счетам в отношении этой кредитной организации как налогоплательщика.


3. Налог на добавленную стоимость

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 сентября 2016 г. № СД-4-3/17657 «О направлении информации для использования в работе»
ФНС России направляет для руководства и использования в работе примеры отражения записей по счетам-фактурам в книге покупок и книге продаж с указанием кодов видов операций.
Примеры размещены на официальном интернет-сайте ФНС России в разделе «НДС 2016» подраздел «Информационные письма для налогоплательщиков» (ссылка для скачивания: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/nalogi/nds/metod_kvo.docx).

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2016 г. № ЕД-4-15/17910 <Об отражении в УПД одновременной отгрузки товаров и приемки-передачи сопутствующих услуг>
С 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить в УПД информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам. Рекомендованная письмом ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@ форма УПД представляет собой счет-фактуру с расширенным набором дополнительных реквизитов первичных учетных документов.
НК РФ не содержит требования о выставлении отдельного счета-фактуры на каждый вид продукции или услуг. В одном счете-фактуре по самостоятельным позициям можно одновременно указать всю отгрузку (товары, работы, услуги) в адрес одного покупателя, если соблюдаются установленные сроки выставления счетов-фактур
При оформлении рекомендованной формы УПД необходимо учитывать специфику порядка составления такого документа. УПД объединяет в себе первичный учетный документ об отгрузке, являющийся основанием для составления счета-фактуры, оформленный таким образом, что исполняются требования к счетам-фактурам. То есть при составлении УПД им оформляется одновременно и отгрузка товара (работы, услуги), и выставление счета-фактуры по факту этой конкретной отгрузки. В целях определения содержания факта хозяйственной жизни, документируемого первичным учетным документом, в рекомендованную форму УПД включено поле для отражения информации об основании проведения операции, позволяющей однозначно определить отношения, в которые стороны вступают при совершении операции.
Наличие множества оснований в рекомендованной форме УПД не дает возможности исполнения требования ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части однозначного определения содержания факта хозяйственной жизни, в том числе для идентификации возникающих налоговых последствий.
Поскольку первичный учетный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции, а услуга реализуется и потребляется в процессе ее оказания, к моменту передачи товаров оказанная по тому же основанию услуга должна быть уже потреблена заказчиком. В таком случае отражение в УПД одновременной отгрузки товаров и приемки-передачи сопутствующих услуг не будет нарушать требований действующего законодательства.
Документ должен быть подписан представителями сторон, как уполномоченными на подписание счетов-фактур, так и уполномоченными на оформление факта хозяйственной жизни, выражающегося в передаче товаров с предварительным оказанием сопутствующей услуги (услуг), а также лицами, в компетенцию которых входит подписание юридически значимых документов о приемке-передаче оказанных (потребленных) услуг. Соответствующие компетенции с обеих сторон могут иметь как разные лица, так и лица, наделенные комплексом полномочий.

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2016 г. № СД-4-3/17871@ «О порядке применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации»
1. Согласно подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Перечень услуг, освобождаемых от обложения НДС, приведенная норма НК РФ не содержит.
Как показывает арбитражная практика, суды исходят из того, что под услугами, освобождаемыми от обложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации. Также в решениях судов отмечается, что услуги, связанные с обслуживанием воздушных судов, в том числе услуги по обслуживанию, доставке, посадке и высадке пассажиров, обслуживанию бизнес-зала, обработке и доставке груза, коммерческому обслуживанию пассажиров и груза/почты, являются единым технологическим комплексом услуг, направленным на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, в связи с чем данные услуги не подлежат обложению НДС на основании подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.
ФНС России отмечает, что налоговым органам при рассмотрении вопроса о правомерности применения освобождения от обложения НДС операций, предусмотренных подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, следует руководствоваться правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 7 июня 2011 г. № 17072/10, если не выявлены обстоятельства получения необоснованной налоговой выгоды.
В связи с этим, если налогоплательщики при реализации услуг, предусмотренных указанным подпунктом, выставляли покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС и уплачивали этот налог на основании подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ, то такие налогоплательщики перерасчеты с бюджетом вправе не производить.
Одновременно следует иметь в виду правовую позицию, изложенную в п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33, согласно которой при применении подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК РФ необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций.
Таким образом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ в случае выставления продавцом счета-фактуры с выделением сумм НДС при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-продавец имеет право на налоговые вычеты в отношении таких операций.
2. Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения на основании подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных ст. 171 и 172 НК РФ, за исключением случаев получения необоснованной налоговой выгоды.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 03-07-11/56905 <Об определении налоговой базы по НДС при реализации СМР и применении вычетов сумм НДС, предъявленных подрядчиком>
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядной организацией по строительно-монтажным работам, стоимость которых сформирована с учетом расходов на приобретение работ (услуг), не облагаемых НДС, принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями, после принятия выполненных работ на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2016 г. № СД-4-3/18421@ <О перечне услуг по обслуживанию российских авиакомпаний, подлежащих обложению НДС и оказываемых в аэропортах>
При решении вопроса об освобождении от обложения НДС операций по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов можно руководствоваться, в частности, приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», в котором приведен перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, взимаемых за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также поименованы услуги, за которые они взимаются.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 4 октября 2016 г. № 03-07-14/57637 <Об отказе от применения освобождения от НДС при реализации макулатуры>
Налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации макулатуры, освобождаемые с 1 октября 2016 г. от обложения НДС на основании подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.


4. Налог на прибыль

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-03-06/2/53125 <Об учете банком для целей налога на прибыль убытков, полученных при прощении долга>
Убытки, полученные от операции прощения долга, не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-03-06/1/53127 <О начислении в целях налога на прибыль процентов по долговому обязательству после расторжения договора>
Основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.
В связи с этим с момента прекращения долгового обязательства вследствие расторжения договора как во внесудебном порядке, когда возможность расторжения договора предусмотрена его условиями, так и в судебном порядке по решению суда о расторжении договора основания для начисления процентов в налоговом учете, по мнению Минфина России, отсутствуют.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-03-06/1/53148 <О налоге на прибыль при эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС>
В случае регистрации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г., в РМРС доходы судовладельцев (в том числе внереализационные), полученные от эксплуатации этих судов, а также расходы (в том числе внереализационные), связанные с содержанием названных судов, не учитываются с момента указанной регистрации.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-03-06/2/53176 <О документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль в случае применения электронной подписи при составлении первичных учетных документов>
При оформлении первичных учетных документов хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронную подпись, при условии соблюдения требований Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (в том числе при сдаче налоговой отчетности).
Вопросы подтверждения достоверности применяемой электронной подписи, как и отношения в области использования электронных подписей, определяются Законом № 63-ФЗ и положениями НК РФ не регулируются.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-03-06/1/53178 <Об учете для целей налога на прибыль расходов при поэтапной сдаче выполненных работ>
Если по условиям договора предусмотрена поэтапная сдача выполненных работ, то затраты, относящиеся к отдельным этапам, признаются расходами для целей налогообложения прибыли по мере завершения соответствующих этапов.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-03-06/2/53182 <О признании расходов в виде сумм налога на имущество организаций и транспортного налога в целях налога на прибыль>
В целях учета в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль применительно к суммам налогов (авансовых платежей), начисленных в установленном порядке, по налогу на имущество организаций и транспортному налогу датой осуществления таких расходов признается последний день отчетного (налогового) периода.


5. Прочие налоги и сборы

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 июля 2012 г. № ЕД-4-3/12142 <О применении ставки 0% (рублей) по НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых, если налогоплательщику утверждены нормативы потерь таких ископаемых по каждому добычному пласту/выемочной единице (лаве)>
По мнению ФНС России, если налогоплательщику утверждены нормативы потерь твердых полезных ископаемых по каждому добычному пласту/выемочной единице (лаве), то «нулевая» налоговая ставка НДПИ должна применяться к нормативам потерь по каждой выемочной единице (лаве).

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-06-05-01/53240 <Об НДПИ в отношении потерь при первичной переработке минерального сырья с получением золотосодержащих концентратов>
Поскольку первичная переработка минерального сырья является частью процесса добычи драгоценных металлов, потери полезных ископаемых на стадии первичной переработки минерального сырья относятся к фактическим потерям полезных ископаемых при добыче, технологически связанным с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Таким образом, утверждение в установленном порядке в составе нормативов потерь полезных ископаемых при добыче драгоценных металлов нормативов технологических потерь (потерь при первичной переработке минерального сырья до получения полезного ископаемого, признаваемого объектом налогообложения НДПИ) правомерно.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-06-06-01/53179 <О применении нормативов потерь полезных ископаемых для целей НДПИ>
В отношении участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем самостоятельно, а превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Росприроднадзором.
В связи с этим Минфин России полагает, что в данном случае уточненные нормативы потерь следует применять с момента их утверждения после согласования с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 03-07-06/53421 <Об акцизах при реализации возвращенной покупателем алкогольной продукции>
При повторной реализации алкогольной продукции, возвращенной покупателем производителю, возникает объект обложения акцизами, несмотря на отсутствие права на вычет акциза, уплаченного при первоначальной реализации такой алкогольной продукции.

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 сентября 2016 г. № БС-4-11/17527@ <О применении кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией равной его рыночной стоимости, при исчислении земельного налога за 2014 г.>
По мнению ФНС России, кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии в размере его рыночной стоимости, может быть учтена для целей налогообложения с даты решения комиссии после внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 сентября 2016 г. № СД-4-3/17528 «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2016 года»
ФНС России доводит для использования в работе данные, применяемые для исчисления налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2016 г.:
средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья — 43,69 долл. США за баррель;
среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России, за все дни налогового периода — 64,9293;
значение коэффициента Кц — 7,1372.

Письмо Федеральной налоговой службы от 3 октября 2016 г. № СД-4-3/18555@ <Об округлении показателя условной ставки вывозной таможенной пошлины на газовый конденсат в целях расчета НДПИ>
Порядок определения показателя Пн регламентирован в п. 16 ст. 342.4 НК РФ. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 242-ФЗ этот пункт дополнен нормой, согласно которой условная ставка вывозной таможенной пошлины на газовый конденсат (Пн) округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления.
До вступления в силу названного Закона округление показателя Пн при расчете сумм налога является неправомерным, поскольку ранее действовавшая редакция указанного пункта не содержала положений об округлении результата расчета значения Пн. Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 11 апреля 2016 г. № 03-06-06-01/20237.

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 октября 2016 г. № БС-4-11/18723@ «Об обложении налогом на доходы физических лиц»
ФНС России направляет письмо Минфина России от 21 сентября 2016 г. № 03-04-07/55231 об особенностях освобождения от обложения НДФЛ дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.
1. Документом, подтверждающим право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов, установленных подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, является уведомление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 14 января 2015 г. № ММВ-7-11/3@.
Вместе с этим в целях освобождения от налогообложения доходов налогоплательщиков в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами может использоваться справка, форма которой рекомендована письмом ФНС России от 15 января 2016 г. № БС-4-11/329@.
Справка, по мнению Минфина России, может быть выдана налоговым органом для представления налоговым агентам, в том числе являющимся работодателями.
2. Уведомление и Справка должны содержать реквизиты договора займа (кредита), на основании которого предоставлены заемные (кредитные) средства, израсходованные на приобретение недвижимости, в отношении которой предоставлен имущественный налоговый вычет.
При отсутствии в указанных документах реквизитов договора займа (кредита) эти документы не могут являться основанием для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, поскольку не подтверждают тот факт, что заем (кредит), при погашении которого определяется материальная выгода, был израсходован на приобретение недвижимого имущества, в отношении которого налогоплательщику предоставлен имущественный налоговый вычет.
3. Если у организации, выдавшей заем (предоставившей кредит), имеется подтверждение права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в отношении недвижимости, на приобретение которой предоставлен заем (кредит), для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, возникающей при последующем погашении процентов по указанному займу (кредиту), представление нового такого подтверждения не требуется.
4. Начиная с месяца представления налогоплательщиком документа, подтверждающего его право на получение имущественного налогового вычета, суммы налога, удержанные налоговым агентом с дохода в виде материальной выгоды с начала налогового периода, подлежат зачету при исчислении сумм налога нарастающим итогом по суммам дохода налогоплательщика, подлежащим налогообложению.
Сумма налога, исчисленная и удержанная с начала налогового периода до месяца включительно (если налог в нем уже был исчислен и удержан), в котором были представлены Уведомление или Справка, является излишне перечисленной в бюджет.
Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма НДФЛ подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Письмо Федеральной налоговой службы от 5 октября 2016 г. № БС-4-11/18836@ <О применении нормативной цены земли при исчислении земельного налога в случае отсутствия кадастровой стоимости>
По мнению ФНС России, применение нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, является правомерным при исчислении земельного налога за 2015 год в части января — февраля 2015 года.

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 октября 2016 г. № БС-4-11/18925@ «О рекомендуемой форме заявления о подтверждении права на получение имущественных налоговых вычетов»
ФНС России направляет рекомендуемую форму заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Информация Министерства экономического развития Российской Федерации «О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 сентября 2016 г.»
Минэкономразвития России приводит следующие средние за истекший налоговый период (с 1 по 30 сентября 2016 г.) цены на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья:
средние цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок (4052,74 руб. за тыс. куб. метров);
средние цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.


6. Страховые взносы

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 02-09-11/04-03-17282 <Об изменении порядка администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в ФCC РФ>
ФСС РФ информирует, что приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в ФСС РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов.
Таким образом, с 1 января 2017 г. налоговые органы являются администратором страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части доходов, администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняется за Фондом.
В связи с этим Фонд разъясняет ряд вопросов.

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 августа 2016 г. № 17-3/В-323 <О начислении страховых взносов на выплаты по договору на выполнение НИР, договору передачи прав на получение патента на изобретение и договору о порядке выплаты вознаграждения авторам изобретения, не являющимся патентообладателями>
Вознаграждение в пользу физических лиц — авторов изобретения, не являющихся индивидуальными предпринимателями, начисляемое организацией по договору на выполнение научно-исследовательских работ, подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФФОМС.
Вознаграждения, выплачиваемые организацией авторам изобретения, не являющимся работниками данной организации, по договору передачи прав на получение патента на изобретение и договору о порядке выплаты вознаграждения авторам изобретения, не являющимся патентообладателями, не подлежат обложению страховыми взносами.


7. Налоговый контроль

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 03-02-08/53322 <О сроке принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки>
Максимальный срок для принятия решения, указанного в п. 7 ст. 101 НК РФ, складывается из суммы следующих сроков: 10 рабочих дней, одного месяца, на который может быть продлен десятидневный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия по итогам их рассмотрения соответствующего решения, и одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979 <О проведении налоговых проверок уточненных деклараций за налоговые периоды, превышающие три года>
Ограничений на проведение камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в том числе представленной по истечении трехлетнего срока, нормы НК РФ не содержат.
Отмечается, что предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло за собой уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой.

Информация Федеральной налоговой службы <О направлении документов по выездной проверке в электронном виде>
Решение о проведении выездной проверки, а также требование в рамках проверки, проводимой на территории налогового органа, о представлении налоговому органу документов могут быть переданы по ТКС. К такому выводу пришла ФНС России по итогам рассмотрения жалобы организации, оспорившей правомерность документов, направленных по ТКС.


8. Отчетность

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 сентября 2016 г. № 554 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за повышением квалификации и профессиональной подготовкой работников организаций»
Утверждена и вводится в действие с периодичностью 1 раз в 3-4 года с отчета за 2016 год форма федерального статистического наблюдения № 1 кадры «Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке работников организаций» с указаниями по ее заполнению.
Данные по этой форме представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и видов экономической деятельности (кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования; деятельности: религиозных организаций, домашних хозяйств, экстерриториальных организаций).

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 августа 2016 г. № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»
Утверждена форма расчета суммы экологического сбора.
Экологический сбор уплачивают производители, импортеры товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2016 г. № 43974.

Письмо Федеральной налоговой службы от 1 августа 2016 г. № БС-3-11/3504@ <О заполнении расчета по форме 6-НДФЛ, если работнику суммы оплаты отпуска за июль 2016 года выплачены 29 июня 2016г.>
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Если работнику сумма оплаты отпуска за июль 2016 г. выплачена 29 июня 2016 г., то данная операция отражается в разделах 1 и 2 расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года. В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года данная операция отражается следующим образом: по строке 100 указывается 29.06.2016, по строке 110 — 29.06.2016, по строке 120 — 30.06.2016, по строкам 130 и 140 — соответствующие суммовые показатели.

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 августа 2016 г. № ГД-4-11/14729 <Об указании кода отчетного периода при заполнении расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций>
Приведенные в письме ФНС России от 25 марта 2016 г. № БС-4-11/5197@ коды отчетных периодов по налогу на имущество организаций применяются в том числе в случае заполнения одного налогового расчета по авансовым платежам в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как среднегодовая стоимость, и в отношении имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости.

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 сентября 2016 г. № БС-4-11/17537 <Об указании кода дохода в справке по форме 2-НДФЛ при выплате премии или перерасчете зарплаты за прошлые периоды>
Если при заполнении справки 2-НДФЛ код вида дохода, выплаченного налогоплательщику, в приказе не предусмотрен, то используется код дохода 4800 «Иные доходы».
При заполнении справки 2-НДФЛ в отношении выплаченного дохода в виде премии за производственные результаты либо перерасчета заработной платы за прошлые периоды используется код дохода 2000.

Письмо Федеральной налоговой службы от 5 октября 2016 г. № БС-4-11/18870@ <Об уплате НДФЛ и представлении расчета по форме 6-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения>
Если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого подразделения. Кроме того, расчет по форме 6-НДФЛ, заполненный по каждому обособленному подразделению, должен быть представлен по месту учета каждого из них.
Если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в г. Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких подразделений, определенного организацией (с присвоением только этому подразделению КПП), то НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, может быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. При этом расчет по форме 6-НДФЛ заполняется налоговым агентом в отношении работников всех подразделений, находящихся в г. Москве, с указанием КПП ответственного подразделения и должен быть представлен по месту учета этого ответственного подразделения.


9. МСФО

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 156н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации»
На территории Российской Федерации вводится в действие документ Международных стандартов финансовой отчетности «Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
Указанный документ МСФО вступает в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения — со дня его официального опубликования; для обязательного применения — в сроки, определенные в этом документе.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2016 г. № 43921.


10. Аудит

Информационное сообщение Министерства финансов Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № ИС-аудит-7 <О критериях оценки качества аудита>
Совет по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 г. (протокол № 26) одобрил критерии оценки качества аудита.
Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов и будут применяться для оценки качества выполненного аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.
При проверках аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлявших аудиторскую деятельность, качество их работы будет оцениваться следующим образом:
оценка 1 существенные нарушения не выявлены,
оценка 2 выявлены существенные устранимые нарушения,
оценка 3 выявлены существенные неустранимые нарушения.
Кроме того:
установлены требования к руководителю при множественности единоличных исполнительных органов аудиторской организации;
определена приоритетная тематика повышения квалификации аудиторов на 2017 г.;
уточнены Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита.


11. Хозяйственная деятельность

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. № 1003 «Об утверждении Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации»
Утверждены Правила приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации.
Государственным заказчиком по организации создания и использования федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции определено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Государственные закупочные интервенции проводятся при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен путем:
закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
проведения залоговых операций в отношении сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Постановление вступает в силу 1 июля 2017 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 г. № 1019 «О техническом регламенте о безопасности химической продукции»
Утвержден технический регламент о безопасности химической продукции.
Регламентом устанавливаются требования безопасности к химической продукции с учетом Согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химической продукции в части установления:
критериев классификации опасности химических веществ и смесей для здоровья человека и окружающей среды, а также опасностей, обусловленных их физико-химическими свойствами;
элементов системы информирования, включающих в себя требования к маркировке и паспорту безопасности.
Регламент разработан с целью установления на территории Российской Федерации обязательных для применения и исполнения требований к химической продукции, обеспечения ее свободного перемещения при выпуске в обращение на территории Российской Федерации.
Регламент принят в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Регламентом устанавливаются обязательные для применения и исполнения на территории Российской Федерации требования к химической продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, а также правила и формы оценки ее соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются в технических регламентах, действие которых распространяется на отдельные виды химической продукции.
Действие данного регламента распространяется на химическую продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации, за исключением продукции по утвержденному перечню.
В отношении отдельных видов химической продукции, являющейся объектом регулирования иных технических регламентов, устанавливающих конкретные требования к этим видам химической продукции, действие данного регламента распространяется в части, касающейся требований к классификации, предупредительной маркировке и паспорту безопасности химической продукции, если указанные требования не урегулированы в иных регламентах.
Регламент вступает в силу 1 июля 2021 г.

Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059@ «О направлении разъяснений»
ФНС России направляет разъяснения Минфина России о применении форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на новый порядок применения ККТ, предусмотренный Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
Сообщается, что постановление Госкомстата России не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом № 54-ФЗ, поэтому не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 июня 2016 г. № АС-03-03-41/10477 «О получении лицензии региональным оператором»
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I—IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 г. После 1 июля 2016 г. осуществление такой деятельности без лицензии не допускается.
Юридическое лицо, имеющее статус регионального оператора и планирующее осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, обязано получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности до момента осуществления такой деятельности.
Если юридическое лицо, являющееся кандидатом на статус регионального оператора, в настоящий момент осуществляет виды работ по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности из состава лицензируемого вида деятельности, то во избежание применения мер административного воздействия и привлечения к уголовной ответственности оно обязано на текущий момент иметь соответствующую лицензию на осуществление лицензируемого вида деятельности, действующую в части видов работ по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности.
Осуществление видов работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I—IV классов опасности из состава лицензируемого вида деятельности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, без применения административного и уголовного наказания возможно до 1 июля 2016 г.

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 октября 2016 г. № ГД-4-19/18893@ <О маркировке товаров, произведенных подрядным способом, КиЗ по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»>
При производстве товара подрядным способом право собственности на готовую продукцию возникает у заказчика, который в свою очередь будет являться производителем, осуществляющим ввод данной продукции в оборот, — участником оборота товара.
Следовательно, обязанность по маркировке продукции, произведенной подрядным способом, лежит на заказчике, принимающем товар (готовую продукцию) на баланс.
Подрядчик вправе осуществить маркировку товаров контрольными (идентификационными) знаками (КиЗ), полученными от заказчика, и внести соответствующие сведения в Информационную систему маркировки от имени заказчика в случае предоставления заказчиком (участником оборота товаров) ему соответствующих полномочий.


12. Недвижимость / строительство

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 343/пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)»
Утвержден Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Регламентом устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (административных действий) Минстроя России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями, их должностными лицами, а также взаимодействия Министерства с заявителями, органами государственной власти Российской Федерации.
Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках либо на земельных участках иных правообладателей (которым при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2016 г. № 43965.

Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 7 июня 2016 г. № 10-2327-КЛ «О направлении информации»
По мнению Учреждения, для объектов капитального строительства, построенных после 1 января 2013 г. и для которых не требуется получение разрешения на строительство (и, как следствие, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), подготовка технического плана представляется возможной на основании проектной документации.
Строительство буровых скважин без получения разрешения на строительство может осуществляться только в том случае, если их строительство предусмотрено подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
По мнению Учреждения, технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, не идентичны проектной документации объекта капитального строительства, указанной в ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре, в связи с чем могут использоваться только в качестве иных дополнительных документов при составлении технических планов сооружений — буровых скважин. Поэтому основным документом подготовки технического плана сооружения — буровая скважина в данном случае должна быть декларация об объекте недвижимости, заполненная в установленном порядке.
Также в разделе «Заключение кадастрового инженера» технических планов сооружений, подготовленных в отношении буровых скважин, должна содержаться информация об осуществлении строительства буровой скважины на основании технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, в связи с чем получение разрешения на строительство в соответствии с п. 4.2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не требуется.
Изложенная позиция согласована Росреестром письмом от 10 сентября 2015 г. № 14-08920/15.

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 июня 2016 г. № 14-04647/16 «О рассмотрении письма»
Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении земельных участков, для которых согласно ГрК РФ устанавливаются, но не установлены правила землепользования и застройки. Новый вид разрешенного использования земельного участка в таком акте должен быть определен на основаого приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540.
Отмечается, что ЗК РФ, ГрК РФ не содержат запрета на установление в отношении одного земельного участка нескольких видов разрешенного использования.


13. Экономика

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 412 «О размере платы в 2017 году за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции»
Определен на 2017 год размер платы за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, согласованный с ФАС России, не более 74 руб. 50 коп. за тонну хранимого зерна в месяц.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 3 октября 2016 г. № 43893.


14. Ценные бумаги / Финансовый рынок

Указание Центрального банка Российской Федерации от 18 августа 2016 г. № 4105-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 12 декабря 2014 года № 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"»
Внесены изменения в Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Установлено, в частности, что некредитная финансовая организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:
физическое или юридическое лицо, иностранную структуру без образования юридического лица, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся частной практикой, которым некредитная финансовая организация оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом в рамках своей профессиональной деятельности в качестве некредитной финансовой организации (клиент);
лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, а также единоличный исполнительный орган юридического лица (представитель клиента);
лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент (выгодоприобретатель).
Некредитная финансовая организация, за исключением ряда случаев, обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо прямо или косвенно контролирует действия клиента, в том числе имеет возможность определять решения, принимаемые клиентом (бенефициарный владелец).
Некредитная финансовая организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем с учетом факторов, предусмотренных правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Если структура собственности и (или) организационная структура клиента — юридического лица — нерезидента либо организационная форма клиента — иностранной структуры без образования юридического лица не предполагают наличия бенефициарного владельца и единоличного исполнительного органа (руководителя), некредитная финансовая организация фиксирует информацию об этом в анкете (досье) клиента.
Указание зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 2016 г. № 43856.

Информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 4 октября 2016 г. № ИН-06-52/71 «О дате возникновения оснований для осуществления прав по ценным бумагам»
Датой возникновения основания для осуществления прав по ценным бумагам следует считать:
в случае осуществления преимущественного права приобретения размещаемых акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, — дату принятия уполномоченным органом (общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом)) акционерного общества решения о размещении акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции;
в случае осуществления права продать акции акционерному обществу, принявшему решение об их приобретении, — дату принятия уполномоченным органом (общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом)) акционерного общества решения о приобретении его акций;
в случае осуществления права требовать выкупа акционерным обществом всех или части принадлежащих акционеру акций — дату принятия общим собранием акционеров акционерного общества решения по вопросу, голосование по которому повлекло за собой возникновение права требовать выкупа акционерным обществом акций.


15. Антимонопольное законодательство

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, которые вступают в силу 1 сентября 2018 г.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. № Д28и-1191 <О случаях невключения слов «или эквивалент» в описание объекта закупки при указании товарного знака>
При описании объекта закупки невключение слов «или эквивалент» возможно только в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № Д28и-1909 <О возможности указания в аукционной документации конкретного места (города) нахождения офиса исполнителя>
Указание в аукционной документации конкретного места (города) нахождения офиса исполнителя неправомерно.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июля 2016 г. № ОГ-Д28-9402 <О заключении дополнительного соглашения к госконтракту>
Дополнительное соглашение к государственному контракту считается заключенным с момента его размещения в единой информационной системе.
Неопубликование информации в реестре контрактов не является основанием для признания контракта или дополнительного соглашения недействительным.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 июля 2016 г. № ОГ-Д28-8959 <Об информации, размещаемой антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупках отдельными видами юридических лиц>
При рассмотрении жалобы о нарушении положений Закона № 223-ФЗ антимонопольный орган размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 июля 2016 г. № ОГ-Д28-9407 <Об установлении минимального объема работ (услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом, предоставление которых обязан запросить заказчик>
Положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрено установление минимального объема услуг, предоставление которых обязан запросить заказчик.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2016 г. № Д28и-1913 <Об исключении информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)>
Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренная ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, исключается из реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — до истечения указанного срока на основании решения суда.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2016 г. № ОГ-Д28-9205 <О пролонгации договора при закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц>
Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ. В течение 10 дней со дня внесения таких изменений в договор заказчик обязан разместить в единой информационной системе информацию о продлении срока действия договора.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2016 г. № ОГ-Д28-9212 <О внесении изменений в заключенный договор и перемене поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках отдельными видами юридических лиц>
Заказчик вправе снизить цену договора и, соответственно, уменьшить выполняемый объем работ (услуг) по договору, но вместе с тем на высвободившиеся деньги от уменьшения цены договора заказчик вправе заключить новый договор только по результатам процедур закупок в соответствии с положением о закупке и нормами Закона № 223-ФЗ.
Перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) по договору возможна, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Иные случаи перемены поставщика недопустимы.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2016 г. № ОГ-Д28-9219 <Об указании заказчиком в извещении, документации о закупке и проекте контракта источника финансирования закупки>
1. Заказчик обязан включить в проект контракта источник финансирования.
2. Заказчик обязан отражать в извещении об осуществлении закупки, документации и проекте контракта источник финансирования с указанием уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 августа 2016 г. № ОГ-Д28-9345 <О действиях заказчика в случае изменения названия улицы места оказания услуг>
Если изменение названия улицы связано с местом оказания услуг и является существенным в рамках контракта, то заказчику необходимо расторгнуть такой контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) и осуществить новую закупку в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № Д28и-2145 <О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций>
Помимо проведения определения поставщика, участниками которого могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, заказчики также могут устанавливать требование для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) привлекать субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве субподрядчиков, что позволит заказчикам исполнить требования ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № Д28и-2150 <О закупках ГУП — получателями субсидий с 1 января 2017 г.>
Положения Закона № 44-ФЗ с 1 января 2017 г. распространяются в том числе на государственные унитарные предприятия, являющиеся получателями субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, положениями главы 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрен детальный порядок планирования закупок, позволяющий заблаговременно и эффективно обеспечивать государственные и муниципальные нужды.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № Д28и-2156 <О закупках ФГУП, не являющимися получателями бюджетных средств>
Положения Закона № 44-ФЗ распространяются в том числе на федеральные государственные унитарные предприятия, не являющиеся получателями средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 августа 2016 г. № Д28и-2125 <О закупках МУП — субъектом естественных монополий>
Положения Закона № 44-ФЗ распространяются в том числе на муниципальные унитарные предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № Д28и-2162 <О составлении и размещении в ЕИС отчета об исполнении отдельного этапа контракта и оформлении результатов экспертизы, проведенной силами заказчика>
Если по условиям заключенного контракта оказываются услуги длящегося характера (например, услуги связи, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также являются отдельным этапом исполнения контракта. По результатам таких частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).
При проведении экспертизы силами заказчика в порядке, установленном локальными правовыми актами заказчика, результаты такой экспертизы можно оформить документом о приемке товара, работы, услуги с визами (подписями) работников, привлеченных к проведению экспертизы, в том числе надлежаще оформленным актом сдачи-приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, без оформления и приложения к отчету заключения по результатам проведения экспертизы.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № ОГ-Д28-9885 <О предоставлении заказчиком материалов и оборудования при закупке СМР>
При закупке строительно-монтажных работ условие о предоставлении материалов и оборудования должно быть определено контрактом (какие материалы и оборудование необходимы для надлежащего выполнения работ, какая из сторон, в каком порядке и на каких условиях обязана их предоставить).
Закупку материалов и оборудования, необходимых для надлежащего выполнения работ, заказчик обязан осуществлять в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 сентября 2016 г. № Д28и-2252 <Об использовании факсимильного воспроизведения подписи при заключении договоров (контрактов) в сфере закупок>
Если между сторонами договора (контракта) заключено соответствующее соглашение, заказчик и участник закупки вправе использовать факсимильное воспроизведение подписи при заключении договоров согласно Закону № 223-ФЗ и контрактов согласно Закону № 44-ФЗ.
Заказчик вправе при заключении договора на основании Закона № 223-ФЗ использовать факсимильное воспроизведение подписи, в том числе если это предусмотрено положением о закупке.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № Д28и-2289 <О закупках в рамках агентского договора отдельными видами юридических лиц>
Закупки, осуществляемые агентом в рамках агентского договора от имени и за счет заказчика, являются закупкой по смыслу Закона № 223-ФЗ, и порядок осуществления закупок в рамках агентского договора заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. № Д28и-2449 <О документальном подтверждении экспертизы, проведенной силами заказчика, при приемке товаров, работ, услуг>
Если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.
Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, может быть любой документ (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счета-фактуры и т.д.), оформленный и подписанный заказчиком.

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № Д28и-2341 <Об указании в реестре контрактов информации о завершении исполнения контракта>
Если обязательства по контракту исполнены, оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта совершена, то заказчик вправе изменить статус на «Исполнение завершено».


16. Таможенное законодательство

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 967 «Об определении сроков осуществления и ожидания начала государственного контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток»
Определены сроки осуществления государственного контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, если в таможенный орган представлена необходимая информация (документы) в отношении товаров и транспортных средств, а также если товары и транспортные средства не идентифицированы как товары риска и как транспортные средства, требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра.
Постановление вступает в силу 1 октября 2016 г.

Письмо Федеральной таможенной службы от 4 февраля 2016 г. № 01-11/04772 «О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров»
ФТС России разработаны методические рекомендации по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров.
Документом определяется последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра до выпуска товаров.
Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра.
Таможенный досмотр проводится в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза (ТС) и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в целях проверки такой информации.
Должностные лица таможенных органов проводят таможенный досмотр в отношении товаров при следующих таможенных операциях и таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию ТС; убытие товаров с таможенной территории ТС; таможенный транзит; временное хранение товаров; таможенное декларирование товаров; выпуск товаров.


17. Банковское законодательство

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»
Установлено, что:
кредитные организации, в которых допускается размещать средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, должны соответствовать требованиям о наличии у кредитной организации генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций, а также о наличии у кредитной организации собственных средств (капитала), размер которых не может быть менее 100 млрд. руб. по состоянию на последнюю отчетную дату;
указанные требования предъявляются также к кредитным организациям, на специальном банковском счете (счетах) которых саморегулируемые организации обязаны в срок до 1 ноября 2016 г. разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации;
соответствие кредитной организации указанным требованиям подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет.

Информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № ИН-04-41/68 «О передаче кредитными организациями в ФТС России информации о выданных банковских гарантиях»
В целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях» Банк России рекомендует кредитным организациям использовать в период с 1 октября 2016 г. по 15 января 2017 г. способ передачи информации о выдаче банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме на бумажном носителе в таможенные органы, изложенный в информационном письме Банка России от 28 июня 2016 г. № ИН-016-41/47.

Решение совета директоров государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 6 октября 2016 г., протокол № 7 <Об изменении повышенной дополнительной ставки страховых взносов за I и II кварталы 2017 г.>
Устанавливается повышенная дополнительная ставка страховых взносов, подлежащих уплате банками — участниками системы страхования вкладов в фонд обязательного страхования вкладов:
в размере 400% базовой ставки для исчисления страховых взносов за I квартал 2017 г.;
в размере 500% базовой ставки для исчисления страховых взносов начиная со II квартала 2017 г.


18. Трудовое и миграционное законодательство

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. № 268 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания»
Утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.
Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа морского судна или судна смешанного (река-море) плавания в соответствии с трудовым договором, заключенным с судовладельцем (работодатель), и внесенных в судовую роль морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (члены экипажа судна).
Положение распространяется на работодателей, эксплуатирующих суда в целях торгового мореплавания от своего имени, независимо от того, являются они собственниками судов или используют их на ином законном основании.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении внутреннего трудового распорядка на борту судна и графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2016 г. № 43967 и вступает в силу с даты вступления в силу нормативного правового акта Минтруда России о признании утратившим силу постановления Минтруда России от 20 февраля 1996 г. № 11 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота».

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 августа 2016 г. № 16-5/В-421 <О направлении формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы>
Минтруд России направляет рекомендованную форму справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Отмечается, что если указанная справка составлена работодателем в произвольной форме и содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в ее принятии отсутствуют.

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 14-2/В-888 <Об установлении работникам обязанности вежливого обращения с клиентами и дисциплинарных взысканиях за ее нарушение>
Трудовое законодательство Российской Федерации не содержит определения трудовых обязанностей. ТК РФ не содержит положений, содержащих термин «вежливое обращение».
Минтруд России полагает: если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, которыми предусматривается недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 сентября 2016 г. № 14-1/В-911 <Об установлении сроков выплаты премии работникам>
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ внесена поправка в часть шестую ст. 136 ТК РФ, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.
С учетом новой редакции ст. 136 ТК РФ заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16-е по 30-е (31-е) число текущего периода, за вторую половину — с 1-го по 15-е число следующего месяца.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих заработной платы и выплачиваются за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).
Сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Так, если положением о премировании предусмотрено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например за месяц, осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год — в марте следующего года, или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований части шестой ст. 136 К РФ в новой редакции.

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3452 <О выдаче работникам смывающих (обезвреживающих) средств>
Работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, установленные Типовыми нормами.
В случае совмещения работником должностей, по которым предусмотрена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, определяющими факторами для выдачи данных средств являются наименование выполняемых работ и перечень производственных факторов на рабочем месте. В зависимости от указанных условий работникам выдаются в соответствии с Типовыми нормами смывающие и (или) обезвреживающие средства.
В связи с этим при совмещении работником должностей и выполнения работ, для которых Типовыми нормами предусмотрен один и тот же вид смывающих и (или) обезвреживающих средств, Минтруд России считает достаточным выдачу работнику наибольшей нормы названных средств.
Отмечается, что нормы выдачи средств, приведенные в Типовых нормах, рассчитаны исходя из полной занятости работника. Таким образом, по мнению Минтруда России, если работник принят на 0,5 ставки, то ему положены к выдаче смывающие и (или) обезвреживающие средства в объеме 50% от указанных в типовых нормах (иными словами, выдача работнику смывающих и (или) обезвреживающих средств будет осуществляться 1 раз в два месяца).

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3495 <О проведении вводного инструктажа по охране труда с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера>
Вводный инструктаж по охране труда с лицами, работающими на основании договоров гражданско-правового характера, не проводится.

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3519 <Об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ)>
Нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников СИЗ.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
Типовыми нормами устанавливаются минимальные требования к перечню СИЗ, выдаваемых работнику для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, в связи с чем выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме не допускается.

Получать все новости
Одно письмо с лучшим за неделю
be22
1
7
2
8
5
Benchmark litigation
6
3
Forbes
4