Партнер ФБК Legal Александр Григорьев о медиации в налоговых спорах для портала Право.ru
Портал Право.ru опубликовал итоги исследования рынка медиации в России. Медиация в России — инструмент, о котором почти все слышали, но используют его немногие. Преимущества очевидны: это быстрее, конфиденциальнее и дешевле, чем суд. Но сама процедура пока не стала массовой, а интерес у рынка есть. Бизнес все чаще готов идти на переговоры, чтобы сохранить репутацию. Инхаусы внедряют медиацию в корпоративную практику, а юристы осваивают новую квалификацию. В исследовании редакция Право.ru отразила взгляд всех участников рынка на медиацию: бизнеса, инхаусов, юристов, адвокатов, судей и самих медиаторов.
Александр Григорьев отмечает:
«Медиация подходит для тех налоговых споров, где нарушена коммуникация между налогоплательщиком и инспекцией. Еще ее можно использовать, когда применяется доктрина приоритета существа над формой, и там, где нужно разбираться в сути фактических обстоятельств и взаимоотношений, в отраслевой и бизнес-специфике.
Сейчас большинство споров с налоговой не доходят до суда, а разногласия решают даже до открытия проверки. У ФНС уже есть хорошо работающие механизмы для этого, и медиацию можно использовать внутри них. Но подобной практики очень мало. Пока медиация и применение медиативных техник в налоговых правоотношениях массово не встречаются. Скорее это длительный научно-практический эксперимент, и все еще требует осмысления форма, в которой медиативные техники могли бы применяться в налоговых спорах».
Первым случаем медиации стало соглашение между ФНС и компанией «Риф» в 2020 году. После проверки выяснилось, что фирма рискует не уплатить налоги. Но с помощью медиатора стороны пришли к консенсусу.